
16 Мая 2018
22:24
Будущие гиганты ВВП. Обзор проектов в машиностроении
Автор: Михаил Кувырко
Локализация импортозамещающих производств остается важнейшим трендом в основных сегментах российского машиностроения – автопроме, авиапроме, судостроении, нефтесервисной сфере и других. Несмотря на санкции, значительную роль в этом процессе по-прежнему играют зарубежные компании, активно участвующие в создании новых производств в РФ. Как следствие, в прошлом году приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 23 млрд долларов – это лучший результат за последние четыре года, в значительной степени связанный с масштабными инициативами именно в сфере машиностроения.
Крупнейшим актуальным проектом на сегодняшний день является запуск в серийное производство нового пассажирского самолета МС-21.
На середину 2016 года объем инвестиций в создание лайнера составлял порядка 100 млрд рублей, из которых 80% приходилось на государственные средства и 20% на собственные средства разработчика, корпорации «Иркут». Первый полет МС-21 состоялся 28 мая 2017-го, второй образец лайнера поднялся в воздух 12 мая текущего года. Запуск в серию намечен на 2018 год, что подкреплено твердыми контрактами.
Крупнейшим заказчиком является «Аэрофлот». По условиям контракта национальный перевозчик России получит в операционный лизинг на 12 лет с возможностью продления 50 авиалайнеров МС-21-300 от лизинговой компании «Ростеха» «Авиакапитал-сервис». Начиная с 26-го самолета, возможно оснащение МС21 двигателями ПД-14 производства Объединенной двигателестроительной корпорации, которые должны пройти сертификацию в 2018 году. Общий объем инвестиций в двигатели серии ПД производства Пермских моторных заводов оценивался в 70 млрд рублей, половина из них – бюджетные средства.
Сопоставимый с программой создания МС-21 объем инвестиций будет направлен и в самый масштабный проект в российском судостроении – постройку судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края. В начале 2017 года его стоимость оценивалась в 145,5 млрд рублей. Поэтапный ввод в эксплуатацию должен быть завершен в конце 2024 года. В общей сложности на предприятии будет создано около семи с половиной тысяч рабочих мест.
«Звезда» – первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, способная удовлетворить потребности в морской технике для добычи шельфовых нефтегазовых ресурсов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает НК «Роснефть», которая разместила на будущем предприятии все заказы на строительство новой морской техники, включая контракты на проектирование многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса.
На данный момент уже функционируют объекты первой очереди «Звезды», а строительство второй очереди, которое ведет китайская China Communications Construction Company, стартовало в апреле. Основным ее объектом станет сухой док, сдача которого запланирована на следующий год.
Наиболее масштабный текущий проект в отечественном автопроме реализует компания КАМАЗ в кооперации с немецким автомобильным концерном Daimler. До 2022 года они намерены вложить около 100 млрд рублей в строительство завода каркасов кабин грузовиков в Набережных Челнах, а также в обновление производственных мощностей и запуск нового модельного ряда КамАЗа.
Строительство завода стартовало в марте 2016-го, а ввести его в эксплуатацию планируется в первом квартале 2019 года. Предприятие общей площадью 68 тысяч кв. м и производительностью 57 тысяч кабин в год состоит из четырех цехов: окраски, сварки, логистики и энергоцентра. Его продукция будет использоваться как на «КамАЗах» нового модельного ряда, так и на грузовиках Mercedes-Benz.
Другой крупный проект с участием Daimler – строительство завода по производству автомобилей Mercedes – в середине прошлого года стартовал в новом индустриальном парке «Есипово» в Московской области. Новое предприятие, в которое немецкий концерн планирует вложить порядка 15 млрд рублей, будет выпускать седаны Mercedes E-класса, среднеразмерные кроссоверы GLC, а также полноразмерные внедорожники GLE и GLS в объеме 20-30 тысяч штук в год (предположительно). Старт производства намечен на 2019 год.
Среди всех ведущих автопроизводителей Германии Daimler был последним, кто решил локализовать выпуск легковых машин в России (грузовики производятся в Набережных Челнах с 2010 года). В том, что это решение было наконец-то принято, значительную роль сыграли меры по поддержке машиностроения со стороны властей. Завод в Подмосковье будет строиться в рамках специального инвестиционного контракта, предполагающего, что инвестор гарантирует вложение средств и создание рабочих мест, а государство – стабильные условия ведения бизнеса.
Еще один значительный локализационный проект на ближайшие годы намечен госкорпорацией «Росатом». В 2020 году она намерена построить на юге страны три ветропарка общей мощностью 610 МВт. В рамках этой инициативы планируется создать первое в России производство компонентов ветроэнергетических установок в партнерстве с голландской компанией Lagerwey, с которой уже заключила соответствующее соглашение дочерняя структура «Росатома» – Объединенная теплоэнергетическая компания.
Уровень локализации производства комплектующих для ветроустановок планируется на уровне не ниже 65%. Совместное предприятие с Lagerwey будет заниматься не только сборкой и установкой ветрогенераторов, но и поставкой произведенных в России изделий на внутренний и зарубежный рынок.
Общий объем инвестиций в этот проект составляет порядка 1,3 млрд евро. Локализация производства комплектующих будет организована на двух предприятиях холдинга «АЭМ-технологии» – машиностроительного дивизиона «Росатома». На литейном заводе петрозаводского филиала «АЭМ-технологий» планируется организовать выпуск заготовок ступиц, рам гондол и роторов, а основное производство будет размещено на заводе «Атоммаш» в городе Волгодонске Ростовской области – поблизости от будущих ветропарков. В этом году здесь планируется организовать производство ступицы, гондолы, генератора и системы охлаждения ветроустановки по технологии Lagerwey. Новые производства позволят выпускать за год порядка 100 установок общей мощностью 250 МВт.
Западные санкции против российского ТЭК резко ускорили процессы локализации и импортозамещения в таких сферах, как нефтегазовая промышленность и нефтесервис. Один из крупнейших проектов в этой области – создание производства шаровых кранов специального назначения на челябинском заводе «Трубодеталь», входящим в структуру Объединенной металлургической компании (ОМК).
Для организации этого производства с объемом инвестиций в 5,3 млрд рублей было создано новое предприятие – Уральский завод специального арматуростроения (УЗСА). Освоение выпуска шаровых кранов по полному циклу запланировано в 2018–2019 годах с максимальным уровнем локализации в последующие несколько лет. Основным заказчиком продукции станет «Газпром», с которым еще в феврале 2016 года был заключен долгосрочный договор. Шаровые краны российского производства будут использоваться на газовых месторождениях в условиях с повышенным содержанием агрессивных компонентов, в том числе на шельфе.
Крупнейшим актуальным проектом на сегодняшний день является запуск в серийное производство нового пассажирского самолета МС-21.
На середину 2016 года объем инвестиций в создание лайнера составлял порядка 100 млрд рублей, из которых 80% приходилось на государственные средства и 20% на собственные средства разработчика, корпорации «Иркут». Первый полет МС-21 состоялся 28 мая 2017-го, второй образец лайнера поднялся в воздух 12 мая текущего года. Запуск в серию намечен на 2018 год, что подкреплено твердыми контрактами.
Крупнейшим заказчиком является «Аэрофлот». По условиям контракта национальный перевозчик России получит в операционный лизинг на 12 лет с возможностью продления 50 авиалайнеров МС-21-300 от лизинговой компании «Ростеха» «Авиакапитал-сервис». Начиная с 26-го самолета, возможно оснащение МС21 двигателями ПД-14 производства Объединенной двигателестроительной корпорации, которые должны пройти сертификацию в 2018 году. Общий объем инвестиций в двигатели серии ПД производства Пермских моторных заводов оценивался в 70 млрд рублей, половина из них – бюджетные средства.
Сопоставимый с программой создания МС-21 объем инвестиций будет направлен и в самый масштабный проект в российском судостроении – постройку судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края. В начале 2017 года его стоимость оценивалась в 145,5 млрд рублей. Поэтапный ввод в эксплуатацию должен быть завершен в конце 2024 года. В общей сложности на предприятии будет создано около семи с половиной тысяч рабочих мест.
«Звезда» – первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, способная удовлетворить потребности в морской технике для добычи шельфовых нефтегазовых ресурсов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает НК «Роснефть», которая разместила на будущем предприятии все заказы на строительство новой морской техники, включая контракты на проектирование многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса.
На данный момент уже функционируют объекты первой очереди «Звезды», а строительство второй очереди, которое ведет китайская China Communications Construction Company, стартовало в апреле. Основным ее объектом станет сухой док, сдача которого запланирована на следующий год.
Наиболее масштабный текущий проект в отечественном автопроме реализует компания КАМАЗ в кооперации с немецким автомобильным концерном Daimler. До 2022 года они намерены вложить около 100 млрд рублей в строительство завода каркасов кабин грузовиков в Набережных Челнах, а также в обновление производственных мощностей и запуск нового модельного ряда КамАЗа.
Строительство завода стартовало в марте 2016-го, а ввести его в эксплуатацию планируется в первом квартале 2019 года. Предприятие общей площадью 68 тысяч кв. м и производительностью 57 тысяч кабин в год состоит из четырех цехов: окраски, сварки, логистики и энергоцентра. Его продукция будет использоваться как на «КамАЗах» нового модельного ряда, так и на грузовиках Mercedes-Benz.
Другой крупный проект с участием Daimler – строительство завода по производству автомобилей Mercedes – в середине прошлого года стартовал в новом индустриальном парке «Есипово» в Московской области. Новое предприятие, в которое немецкий концерн планирует вложить порядка 15 млрд рублей, будет выпускать седаны Mercedes E-класса, среднеразмерные кроссоверы GLC, а также полноразмерные внедорожники GLE и GLS в объеме 20-30 тысяч штук в год (предположительно). Старт производства намечен на 2019 год.
Среди всех ведущих автопроизводителей Германии Daimler был последним, кто решил локализовать выпуск легковых машин в России (грузовики производятся в Набережных Челнах с 2010 года). В том, что это решение было наконец-то принято, значительную роль сыграли меры по поддержке машиностроения со стороны властей. Завод в Подмосковье будет строиться в рамках специального инвестиционного контракта, предполагающего, что инвестор гарантирует вложение средств и создание рабочих мест, а государство – стабильные условия ведения бизнеса.
Еще один значительный локализационный проект на ближайшие годы намечен госкорпорацией «Росатом». В 2020 году она намерена построить на юге страны три ветропарка общей мощностью 610 МВт. В рамках этой инициативы планируется создать первое в России производство компонентов ветроэнергетических установок в партнерстве с голландской компанией Lagerwey, с которой уже заключила соответствующее соглашение дочерняя структура «Росатома» – Объединенная теплоэнергетическая компания.
Уровень локализации производства комплектующих для ветроустановок планируется на уровне не ниже 65%. Совместное предприятие с Lagerwey будет заниматься не только сборкой и установкой ветрогенераторов, но и поставкой произведенных в России изделий на внутренний и зарубежный рынок.
Общий объем инвестиций в этот проект составляет порядка 1,3 млрд евро. Локализация производства комплектующих будет организована на двух предприятиях холдинга «АЭМ-технологии» – машиностроительного дивизиона «Росатома». На литейном заводе петрозаводского филиала «АЭМ-технологий» планируется организовать выпуск заготовок ступиц, рам гондол и роторов, а основное производство будет размещено на заводе «Атоммаш» в городе Волгодонске Ростовской области – поблизости от будущих ветропарков. В этом году здесь планируется организовать производство ступицы, гондолы, генератора и системы охлаждения ветроустановки по технологии Lagerwey. Новые производства позволят выпускать за год порядка 100 установок общей мощностью 250 МВт.
Западные санкции против российского ТЭК резко ускорили процессы локализации и импортозамещения в таких сферах, как нефтегазовая промышленность и нефтесервис. Один из крупнейших проектов в этой области – создание производства шаровых кранов специального назначения на челябинском заводе «Трубодеталь», входящим в структуру Объединенной металлургической компании (ОМК).
Для организации этого производства с объемом инвестиций в 5,3 млрд рублей было создано новое предприятие – Уральский завод специального арматуростроения (УЗСА). Освоение выпуска шаровых кранов по полному циклу запланировано в 2018–2019 годах с максимальным уровнем локализации в последующие несколько лет. Основным заказчиком продукции станет «Газпром», с которым еще в феврале 2016 года был заключен долгосрочный договор. Шаровые краны российского производства будут использоваться на газовых месторождениях в условиях с повышенным содержанием агрессивных компонентов, в том числе на шельфе.