
16 Апреля 2018
22:02
Армянский «майдан» несет потенциальную угрозу
Автор: Станислав Борзяков
Фото: Акция протеста сторонников оппозиции в Ереване. В центре лидер партии "Гражданский договор" Никол Пашинян. © РИА-Новости
Фото: Акция протеста сторонников оппозиции в Ереване. В центре лидер партии "Гражданский договор" Никол Пашинян. © РИА-Новости
В понедельник в Армении начался «майдан». Тысячи человек заполонили центр города, штурмуя заградительные кордоны и вступая в стычки с полицией. Счет пострадавшим идет на десятки.
Цель протестующих – прорваться в здание парламента, чтобы помешать назначению Сержа Саргсяна премьер-министром Армении. Это должно произойти во вторник.
Серж Саргсян (к слову, выходец из Карабаха и министр обороны Армении в период карабахского конфликта) дважды избирался президентом страны. За это время он заручился славой непотопляемого тяжеловеса и умелого аппаратного игрока, на котором замкнулись почти все политические процессы. Третий президентский срок Саргсяна противоречил бы конституции республики, поэтому власти решили конституцию изменить, но не в плане снятия ограничений по количеству сроков для главы государства, а в плане сокращения его полномочий.
В конце 2015 года состоялся конституционный референдум, и большинство граждан проголосовали за превращение страны в парламентскую республику, где основные полномочия сосредоточены в руках премьер-министра. Возглавляемая Саргсяном партия имела абсолютное большинство и в предыдущем созыве национального собрания, и в нынешнем (последние выборы состоялись в апреле 2017 года). Собственно, никто не сомневался в том, что реформа преследует цель сохранить за Саргсяном ключевой пост в системе власти.
Россию такой сценарий вполне устраивает. Саргсян показал себя как последовательный сторонник укрепления отношений с Москвой, именно он привел свою республику в ЕАЭС. При этом сколь-либо значительного конкурента Саргсяна, явного лидера армянские протесты не имеют. Эту роль пытается играть один из руководителей блока «Елк» («Выход») Никола Пашинян, но не слишком успешно.
Сейчас «Елк» контролирует 9 кресел в национальном собрании из 105, правящие республиканцы – 58. Идеологию его силы можно обозначить как либеральную, есть в ней и явно антироссийские элементы, но без перехлеста и явного акцентирования. Даже географическое положение Армении (то есть соседство с Турцией и Азербайджаном) таково, что рассчитывать на политический прорыв откровенно русофобским силам не приходится – в этом случае страна фактически окажется в изоляции.
Исходя из этого, можно уверенно предсказать, что перспектив у проекта «антироссийской Армении» на данный момент немного. А протесты против назначения Саргсяна довольно быстро сойдут на «нет» как плохо скоординированные и по сути сиюминутные. Проблема в другом.
К властям республики у армян есть собственные претензии. Начиная с того, что экономическое благосостояние страны оставляет желать лучшего, и заканчивая достаточно высоким уровнем коррупции. С учетом этого в протестные акции политического характера быстро вовлекаются те, чьи претензии к правительству исключительно социальные. Со своей стороны, русофобские силы пытаются задавать митингам соответствующий тон, тем более что западные СМИ относятся к таким политикам подчеркнуто благодушно.
Так было на многочисленных выступлениях в Ереване в 2015-м, посвященных резкому росту стоимости электроэнергии для потребителя. Так было и на Украине, где на Майдан вышли не только принципиально антироссийские силы. Говоря о подоплеке государственного переворота в Киеве, поддержанного десятками и даже сотнями тысяч людей, Владимир Путин неслучайно сделал акцент на «зашкаливающей коррупции». Если довести ситуацию до полноценного кризиса, широкие народные массы уже не смотрят на то, какой политик антироссийский, а какой – пророссийский. Им необходимо решение конкретных проблем – и люди выходят на площади. О том, что за этим может последовать хаос, который отбросит их страну в прошлое, они предпочитают не думать.
Если смотреть на ситуацию из России, надежным союзником для нее являются не просто политики, декларирующие союзнические намерения. Но политики, эффективные ровно настолько, чтобы не довести свои страны до той черты, когда население готово убрать их из власти практически любой ценой.
Серж Саргсян – не тот случай. Его оппоненты объективно слабы, его положение в системе устойчиво, его страна – верный друг России. Но если не обращать внимание на объективные проблемы внутри республики, со временем можно получить и «майдан» украинского типа, что быстро аннулирует все совместные завоевания Москвы и Еревана.
Цель протестующих – прорваться в здание парламента, чтобы помешать назначению Сержа Саргсяна премьер-министром Армении. Это должно произойти во вторник.
Серж Саргсян (к слову, выходец из Карабаха и министр обороны Армении в период карабахского конфликта) дважды избирался президентом страны. За это время он заручился славой непотопляемого тяжеловеса и умелого аппаратного игрока, на котором замкнулись почти все политические процессы. Третий президентский срок Саргсяна противоречил бы конституции республики, поэтому власти решили конституцию изменить, но не в плане снятия ограничений по количеству сроков для главы государства, а в плане сокращения его полномочий.
В конце 2015 года состоялся конституционный референдум, и большинство граждан проголосовали за превращение страны в парламентскую республику, где основные полномочия сосредоточены в руках премьер-министра. Возглавляемая Саргсяном партия имела абсолютное большинство и в предыдущем созыве национального собрания, и в нынешнем (последние выборы состоялись в апреле 2017 года). Собственно, никто не сомневался в том, что реформа преследует цель сохранить за Саргсяном ключевой пост в системе власти.
Россию такой сценарий вполне устраивает. Саргсян показал себя как последовательный сторонник укрепления отношений с Москвой, именно он привел свою республику в ЕАЭС. При этом сколь-либо значительного конкурента Саргсяна, явного лидера армянские протесты не имеют. Эту роль пытается играть один из руководителей блока «Елк» («Выход») Никола Пашинян, но не слишком успешно.
Сейчас «Елк» контролирует 9 кресел в национальном собрании из 105, правящие республиканцы – 58. Идеологию его силы можно обозначить как либеральную, есть в ней и явно антироссийские элементы, но без перехлеста и явного акцентирования. Даже географическое положение Армении (то есть соседство с Турцией и Азербайджаном) таково, что рассчитывать на политический прорыв откровенно русофобским силам не приходится – в этом случае страна фактически окажется в изоляции.
Исходя из этого, можно уверенно предсказать, что перспектив у проекта «антироссийской Армении» на данный момент немного. А протесты против назначения Саргсяна довольно быстро сойдут на «нет» как плохо скоординированные и по сути сиюминутные. Проблема в другом.
К властям республики у армян есть собственные претензии. Начиная с того, что экономическое благосостояние страны оставляет желать лучшего, и заканчивая достаточно высоким уровнем коррупции. С учетом этого в протестные акции политического характера быстро вовлекаются те, чьи претензии к правительству исключительно социальные. Со своей стороны, русофобские силы пытаются задавать митингам соответствующий тон, тем более что западные СМИ относятся к таким политикам подчеркнуто благодушно.
Так было на многочисленных выступлениях в Ереване в 2015-м, посвященных резкому росту стоимости электроэнергии для потребителя. Так было и на Украине, где на Майдан вышли не только принципиально антироссийские силы. Говоря о подоплеке государственного переворота в Киеве, поддержанного десятками и даже сотнями тысяч людей, Владимир Путин неслучайно сделал акцент на «зашкаливающей коррупции». Если довести ситуацию до полноценного кризиса, широкие народные массы уже не смотрят на то, какой политик антироссийский, а какой – пророссийский. Им необходимо решение конкретных проблем – и люди выходят на площади. О том, что за этим может последовать хаос, который отбросит их страну в прошлое, они предпочитают не думать.
Если смотреть на ситуацию из России, надежным союзником для нее являются не просто политики, декларирующие союзнические намерения. Но политики, эффективные ровно настолько, чтобы не довести свои страны до той черты, когда население готово убрать их из власти практически любой ценой.
Серж Саргсян – не тот случай. Его оппоненты объективно слабы, его положение в системе устойчиво, его страна – верный друг России. Но если не обращать внимание на объективные проблемы внутри республики, со временем можно получить и «майдан» украинского типа, что быстро аннулирует все совместные завоевания Москвы и Еревана.