
29 Мая 2018
21:55
Абхазию и Южную Осетию признала еще одна страна
Автор: Станислав Борзяков
Фото: © РИА Новости
Фото: © РИА Новости
Во вторник стало известно, что правительство Сирии официально признало государственную независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии. Теперь между Дамаском с одной стороны и Сухумом и Цхинвалом с другой будут установлены дипломатические отношения на уровне посольств.
В МИД РЮО по этому поводу заявили, что стремятся «к развитию полномасштабного политического, экономического и культурного сотрудничества» с Сирией. А вице-президент Абхазии Виталий Габния подчеркнул следующее:
«Признание Сирией произошло в преддверии 25-летия Победы и независимости и 10-летия признания Россией, в день памяти президента Абхазии Сергея Багапша, со дня смерти которого сегодня исполнилось семь лет. Признание Сирии – знаковое для нас событие, с чем поздравляю народ Абхазии».
Выбор сегодняшней даты, судя по всему, продиктован тем, что ровно 26 лет назад был принят Акт о независимости Южной Осетии. По этому поводу в Москве прошел круглый стол, а в Цхинвале праздничные мероприятия.
Отреагировали на шаг Дамаска и в Грузии. МИД этой страны сообщил о начале процедуры разрыва дипломатических отношений с Сирией. Глава ведомства Михаил Джанелидзе также заявил, что все происходящее – это «результат российских манипуляций». А советник президента Грузии Тенгиз Пхаладзе призвал «работать с Лигой арабских государств и вообще в этом регионе, где Россия открыла дипломатический фронт против Грузии». «Критически важно подключение наших партнеров для скоординированных шагов на международной арене», – добавил он.
Таким образом, Сирия стала пятой страной мира, признавшей независимость Абхазии и РЮО. Помимо России это сделали также Никарагуа, Венесуэла и островное тихоокеанское государство Науру. Еще два государства Океании – Вануату и Тувалу – аналогичный шаг дезавуировали. Можно также отметить факт признания со стороны ряда непризнанных и частично признанных государств (например, Абхазия и Южная Осетия признают друг друга).
О том, что Дамаск может признать суверенитет Сухума и Цхинвала, поговаривали давно. Теперь, когда это признание наконец-то состоялось, не вызывает особых вопросов, почему оно было сделано. По большому счету, правительство Башара Асада обязано Москве своим выживанием, а сама Сирия – своей территориальной целостностью. Другое дело, что над этой целостностью еще предстоит работать, но работу эту выполняет в основном российская дипломатия.
Демонстративное решение Дамаска, конечно, не стоит недооценивать – как жест дружбы и признательности. Но – не более того. В сложившихся геополитических условиях и Абхазии, и Южной Осетии нужно признание со стороны только одной страны – России. Именно Россия обеспечивает их военную безопасность и внешнеторговую деятельность, а также занимается международным лоббизмом в их пользу.
Действительно полезным шагом было бы признание Абхазии со стороны Турции, но Анкара вряд ли пойдет на такой шаг. Даже в случае с Турецкой Республикой Северного Кипра он не был сделан в полной мере (независимость кипрских сепаратистов Турция признает, не признавая их правительство). Правда, турки уже давно ведут в Абхазии кипучую экономическую деятельность, просто неофициально.
«Принуждение Грузии к миру» в 2008 году по факту вывело Северный Кавказ из большой геополитической игры. Еще десять лет назад он был взрывоопасной зоной, где столкнулись интересы России и США. Если быть совсем точным, американцы проверяли РФ на прочность, действуя на территориях, которые Москва считала своей зоной ответственности.
Решительные действия российской армии и дипломатии подвели под этими процессами черту, разрубили гордиев узел. Нынешняя Грузия – тихая, спокойная страна, оказавшаяся на периферии международной политики. А Абхазия и РЮО получили возможности для поступательного развития и самостоятельного определения собственной судьбы.
Другое дело, что эти возможности республики используют по-разному. Если Абхазия активно проявляет инициативу и ведет собственную внешнеполитическую работу по дальнейшему признанию, то политический класс Южной Осетии как будто погрузился в спячку и чаще надеется на действия России, чем на собственные силы, в том числе интеллектуальные.
Это нездоровая ситуация, которую необходимо менять. Свои обязательства в области безопасности и экономико-технической поддержки Россия выполняет – и будет выполнять впредь. Но Южная Осетия не провинциальный российский регион, а независимое государство, со стороны которого хотелось бы видеть больше участия в собственной судьбе.
В МИД РЮО по этому поводу заявили, что стремятся «к развитию полномасштабного политического, экономического и культурного сотрудничества» с Сирией. А вице-президент Абхазии Виталий Габния подчеркнул следующее:
«Признание Сирией произошло в преддверии 25-летия Победы и независимости и 10-летия признания Россией, в день памяти президента Абхазии Сергея Багапша, со дня смерти которого сегодня исполнилось семь лет. Признание Сирии – знаковое для нас событие, с чем поздравляю народ Абхазии».
Выбор сегодняшней даты, судя по всему, продиктован тем, что ровно 26 лет назад был принят Акт о независимости Южной Осетии. По этому поводу в Москве прошел круглый стол, а в Цхинвале праздничные мероприятия.
Отреагировали на шаг Дамаска и в Грузии. МИД этой страны сообщил о начале процедуры разрыва дипломатических отношений с Сирией. Глава ведомства Михаил Джанелидзе также заявил, что все происходящее – это «результат российских манипуляций». А советник президента Грузии Тенгиз Пхаладзе призвал «работать с Лигой арабских государств и вообще в этом регионе, где Россия открыла дипломатический фронт против Грузии». «Критически важно подключение наших партнеров для скоординированных шагов на международной арене», – добавил он.
Таким образом, Сирия стала пятой страной мира, признавшей независимость Абхазии и РЮО. Помимо России это сделали также Никарагуа, Венесуэла и островное тихоокеанское государство Науру. Еще два государства Океании – Вануату и Тувалу – аналогичный шаг дезавуировали. Можно также отметить факт признания со стороны ряда непризнанных и частично признанных государств (например, Абхазия и Южная Осетия признают друг друга).
О том, что Дамаск может признать суверенитет Сухума и Цхинвала, поговаривали давно. Теперь, когда это признание наконец-то состоялось, не вызывает особых вопросов, почему оно было сделано. По большому счету, правительство Башара Асада обязано Москве своим выживанием, а сама Сирия – своей территориальной целостностью. Другое дело, что над этой целостностью еще предстоит работать, но работу эту выполняет в основном российская дипломатия.
Демонстративное решение Дамаска, конечно, не стоит недооценивать – как жест дружбы и признательности. Но – не более того. В сложившихся геополитических условиях и Абхазии, и Южной Осетии нужно признание со стороны только одной страны – России. Именно Россия обеспечивает их военную безопасность и внешнеторговую деятельность, а также занимается международным лоббизмом в их пользу.
Действительно полезным шагом было бы признание Абхазии со стороны Турции, но Анкара вряд ли пойдет на такой шаг. Даже в случае с Турецкой Республикой Северного Кипра он не был сделан в полной мере (независимость кипрских сепаратистов Турция признает, не признавая их правительство). Правда, турки уже давно ведут в Абхазии кипучую экономическую деятельность, просто неофициально.
«Принуждение Грузии к миру» в 2008 году по факту вывело Северный Кавказ из большой геополитической игры. Еще десять лет назад он был взрывоопасной зоной, где столкнулись интересы России и США. Если быть совсем точным, американцы проверяли РФ на прочность, действуя на территориях, которые Москва считала своей зоной ответственности.
Решительные действия российской армии и дипломатии подвели под этими процессами черту, разрубили гордиев узел. Нынешняя Грузия – тихая, спокойная страна, оказавшаяся на периферии международной политики. А Абхазия и РЮО получили возможности для поступательного развития и самостоятельного определения собственной судьбы.
Другое дело, что эти возможности республики используют по-разному. Если Абхазия активно проявляет инициативу и ведет собственную внешнеполитическую работу по дальнейшему признанию, то политический класс Южной Осетии как будто погрузился в спячку и чаще надеется на действия России, чем на собственные силы, в том числе интеллектуальные.
Это нездоровая ситуация, которую необходимо менять. Свои обязательства в области безопасности и экономико-технической поддержки Россия выполняет – и будет выполнять впредь. Но Южная Осетия не провинциальный российский регион, а независимое государство, со стороны которого хотелось бы видеть больше участия в собственной судьбе.