Журнал

ВВП № 102

Экономика

Двое в лодке


Сотрудничество между РФ и КНР развивается в самых разных областях — от грузовых перевозок до интернет-торговли


Сотрудничество с Китаем уже принесло российской экономике ощутимые плоды: за последнее время резко вырос объем грузоперевозок, что дало серьезные преимущества отечественным ло­ги­сти­чес­ким компаниям. По словам экспертов, эта тенденция вписывается в общий тренд роста российско-китайского взаимодействия по самым разным отраслям.

Вопрос перевозок


Грузооборот морских портов России за январь-сентябрь 2017 г. вырос на 9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 580,2 млн тонн, свидетельствуют данные Ассоциации морских портов. В свою очередь погрузка всех видов грузов на железные дороги России за первые девять месяцев года составила 937,3 млн тонн, что на 2,8 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, указывает статистика национального железнодорожного перевозчика «Российские железные дороги». По данным компании, грузооборот за тот же период вырос на 6,6 %, до 1,85 трлн тоннокилометров. Таким образом, статистика объемов грузовых перевозок свидетельствует о значительном росте по всем видам транспорта, прежде всего во внешнеторговом сообщении. «Тенденция роста перевозок по российской территории товаров, произведенных в Китае и в обратном направлении, произведенных в Европе, будет только нарастать. Как показали последние данные по торговому балансу Китайской Народной Республики, наравне с ростом экспорта импорт нарастает большими темпами, что говорит о росте внутреннего потребления в стране», – говорит стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. Кроме того, по его словам, на последнем съезде КПК Китая председатель КНР Си Цзиньпин поставил задачу достичь равенства уровня жизни в Китае и Европе. Таким образом, транзит через российскую территорию, скорее всего, будет только расти, считает он. Это уже приводит к тому, что крупные российские логистические компании готовятся к расширению своего бизнеса. Так, в октябре 2017 г. российская автотранспортная компания Globaltruck объявила о планах провести первое публичное размещение акций на Московской бирже, что может сделать ее первой публичной компанией в истории российского грузового автотранспорта. Ранее о возможности вхождения в капитал этой компании заявил Российский фонд прямых инвестиций, который рассматривает возможность вложить в капитал компании свыше $ 50 млн. Полученные от инвесторов деньги менеджмент планирует потратить на расширение бизнеса и закупку грузового автопарка.

По данным исследовательского агентства Infranews, контейнерооборот операторов морских портов России в январе-сентябре 2017 года вырос на 15,9 % и составил 3,4 млн TEU. Груженый экспорт увеличился на 9,2 %, до 55,68 тыс. TEU, порожний экспорт – на 29,2 %, до 556,87 тыс. TEU. Импорт контейнеров в Россию через порты достиг 1,45 млн TEU (рост на 17,9 %), транзит – 48,03 тыс. TEU (рост на 23,9 %), каботаж – 500,26 тыс. TEU (рост на 9,1 %). Как свидетельствуют результаты агентства Infranews, можно говорить о двукратном росте контейнерного транзита на направлении Китай – Европа и прогнозировать рекордные для России показатели – 300 тыс. TEU груженых контейнеров. Этот результат позволяет рассчитывать на то, что грузоотправители всего мира обратят внимание на Россию как на продавца качественной транспортной услуги. По прогнозам Drewry Container Trade Statistics, объемы мирового рынка морских контейнерных перевозок вырастут в нынешнем году на 5,2 %. Спрос на доставку контейнеров на маршрутах из портов Азии в Европу за семь месяцев текущего года вырос на 5,3 % к аналогичному прошлогоднему периоду, до 9,4 млн TEU; в направлении Азии рост составил 3,7 %, до 1,6 млн TEU. На линиях, пересекающих Тихий океан в направлении США, объемы перевозок выросли на 7,3 %, в обратном направлении – на 8 %, до 2,7 млн TEU. В свою очередь, по мнению эксперта-аналитика «Финам» Алексея Калачева, росту контейнерных перевозок способствует общая тенденция развития транспортно-логистических услуг в сторону интермодальных перевозок: контейнер является наиболее удобной формой доставки от отправителя к получателю с учетом перегрузки с одного вида транспорта на другой. «Транзитный сектор контейнерных перевозок растет опережающими темпами – на 74 % за 9 месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого и уже достиг 12,8 % в общем объеме контейнерных железнодорожных перевозок. Значение транзита обусловлено прежде всего географическим положением нашей страны на пути сухопутных маршрутов между Европой и Дальним Востоком», – говорит он.

Политическая поддержка


Общий рост активности между китайскими и российскими компаниями происходит на фоне политического единодушия. Ранее на саммите АСЕАН­ глава российского правительства Дмитрий Медведев даже предложил использовать подходы ШОС для совместного с АСЕАН решения проблемы КНДР. «Мы обсуждали на Восточноазиатском саммите вопросы, связанные с поддержанием режима безопасности в АТР, в том числе, например, вопросы, связанные с ситуацией на Корейском полуострове», – сказал глава российского правительства по итогам участия в саммите АСЕАН­ и Восточноазиатском саммите на Филиппинах. По его словам, «ряд походов, которые были апробированы в ШОС, могут быть применены и скоординированы с усилием стран АСЕАН». В частности, по мнению Дмитрия Медведева, в целом набор угроз и вызовов, как экономических, так и политических, и в сфере безопасности, практически един для стран АСЕАН, участников Восточноазиатского саммита и ШОС. «Это создает неплохие возможности для того, чтобы эти проблемы обсуждать и вырабатывать единые решения», – сказал Медведев.
По мнению Дмитрия Медведева, возможно создание различных торговых и инвестиционных режимов как в рамках двусторонних договоренностей между отдельными странами, так и в виде полноформатных соглашений, «которые создают единое экономическое пространство, затрагивающее и Шанхайскую Организацию Сотрудничества, и АСЕАН». «Конечно, это вопрос достаточно далекого будущего, но определенное движение в эту сторону мы наблюдаем», – сказал глава российского правительства. «Из экономически значимых итогов АТЭС можно отметить соглашение с китайской энергетической компанией CEFC (“Хуасинь”) о проведении совместного исследования возможности строительства нефтехимического комплекса (НХК) в провинции Хайнань, которое подписала “Роснефть”. “Газпром” провел переговоры с руководством вьетнамской PetroVietnam по перспективам строительства во Вьетнаме регазификационных терминалов под сжиженный газ», – говорит эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев. По его словам, министры транспорта России и Филиппин также провели переговоры, на которых обсуждалась возможность участия России в строительстве железной дороги на крупнейшем филиппинском острове Северный Лусон, а также возможность использования российской навигационной системы ГЛОНАСС­ на Филиппинах. «Это были лишь предварительные переговоры, до выхода на конкретные соглашения еще потребуется время», – считает Калачев.

«На фоне очередного нагнетания международной обстановки в отношении России прошедшие саммиты АТЭС и АСЕАН, безусловно, имели важное значение. Как пленарные заседания, так и встречи на полях показали, что Россия воспринимается как серьезный политический и экономический партнер», – говорит Александр Егоров. По его словам, с точки зрения политического статуса важным итогом является закрепление решимости совместными усилиями покончить с террористической организацией ИГИЛ (запрещенной в России) и сохранение государственной целостности Сирии, которая является стратегическим союзником России на Ближнем Востоке. «Важным сигналом всему миру стала очередная встреча на полях саммита АТЭС в Дананге президента Российской Федерации Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Регулярные личные контакты двух лидеров являются залогом дальнейшего развития взаимовыгодных отношений наших стран», – говорит Егоров. По его словам, в рамках саммита стран АСЕАН, организации, в которую Россия не входит, присутствие главы правительства России является как знаком особого внимания со стороны страны к региональному блоку, так и уважения, которым пользуется Россия у региональных лидеров. «Премьер-министр Дмитрий Медведев прямо подчеркнул, что Россия очень заинтересована в увеличении объемов двусторонней торговли со странами объединения. Восток в силу динамичного экономического развития и усиления мирового влияния сейчас находится в фокусе внимания всех мировых держав. Можно также отметить, что прошедшие встречи носят важное геополитическое значение с точки зрения формирования многополярного мира. Взаимодействие и сотрудничество трех сверхдержав Китая, России и США, даже при наличии определенных разногласий, служит основой мировой стабильности в целом», – добавляет он.

Торгуют все


Еще одно направление российско-китайского взаимодействия – это активность в сфере онлайн-торговли. В частности, в ноябре 2017 г. появились сообщения о том, что китайская корпорация Alibaba Group начала переговоры с совладельцами и топ-менеджментом крупнейшей в России сети бытовой техники и электроники «М.Видео» о возможном участии в капитале российской компании или создании совместного предприятия. Более того, пресс-служба официального владельца сети «М.Видео», группа «Сафмар», подтвердила факт переговоров. Согласно ее сообщению, стороны «находятся в стадии предварительных консультаций и обсуждения потенциальных возможностей сотрудничества». Alibaba рассматривает варианты развития различных форматов розницы и самостоятельно. У компании уже есть две собственные шоу-рум в Москве – на Ленинградском вокзале и у станции метро «Теплый Стан». В июле стало известно о переговорах между AliExpress и «ВымпелКомом» об открытии в принадлежащих оператору салонах (под брендом «Билайн») корнеров AliExpress. Вслед за этим AliExpress объявил о запуске в России сети магазинов с элементами виртуальной реальности. Интерес к магазинам в AliExpress объясняли тем, что «многие покупатели не решаются заказывать товары в интернете, потому что не могут их пощупать», а шоу-рум позволяет «приблизить товары китайских продавцов к российским покупателям». «Чтобы понимать масштаб возможной сделки, приведу такой пример: российский рынок соотносится с китайским точно так же, как российский и монгольский. Россия как партнёр важна для Китая скорее как ближайший крупный рынок», – говорит доцент кафедры экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев. По его словам, на сегодняшний день в России группа «Сафмар» является совладельцем трех крупнейших олигополистов на рынке бытовой техники и электроники: «Техносилы», «М.Видео» и «Эльдорадо». «Продажа подобного пакета, безусловно, окажет сильнейшее влияние на рынок, но направление этого влияния на предпринимаемые правительством попытки протекционизма покажет только время, а для потребителей станут доступны китайские бренды», – добавляет он.

«Российский рынок для Alibaba стратегический. Компания объявила об этом в прошлом году. Не менее $ 3 млрд будет вложено в строительство складов и логистической инфраструктуры. Оборот трансграничной интернет-торговли оценивается в 350 млрд руб. ($ 6,02 млрд) в год, а темп роста – 21 %», – говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. По его словам, локализация бизнес-процессов будет способствовать поддержанию высоких темпов роста. Помимо Yandex.Market в России мало крупных площадок-дистрибуторов. У «М.Видео», помимо интернет-витрины, где объем продаж растет на 25 % в год, есть более 220 магазинов в России, сервис доставки и ремонта. Это хороший партнер для зарубежного ритейлера, считает Ващенко. «Alibaba способна работать в любой стране и без партнёрства с крупным местным игроком, просто наняв опытных менеджеров из онлайн-ритейла или приобретя небольшую компанию. Интерес к российским ритейлерам – это жест доброй воли, на Западе аналогом было бы спонсирование местной футбольной команды. Впрочем, войдя в капитал крупного российского продавца электроники, Alibaba сможет оперативно получить альтернативный канал доставки заказов», – говорит аналитик «Финам» Леонид Делицын. По его словам, масштабы российских ритейлеров полноценно конкурировать с китайским гигантом не позволяют, тем более что он доставляет товары из страны-производителя, то есть изначально имеет ценовые преимущества. «Поэтому для российских ритейлеров цифровой и бытовой техники наличие такого партнера – это путь к устойчивому развитию. Российская сеть сможет капитализировать свои точки продаж, площади, кадры и бренд, и получить выгоду от масштабов операций, отстроенной логистики и лояльности российских потребителей к проектам Alibaba», – добавляет Делицын.

Перспективы на будущее


«Активизация товарооборота с Китаем – долгосрочная тенденция. Она связана как с расширением товарообмена между нашими странами, так и с развитием транзита через Россию между Китаем и Европой», – говорит заведующий кафедрой экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Быстров. По его словам, во-первых, китайские инвестиции в российскую экономику определяются не только желанием получения прибыли из совместных проектов, но и рассчитаны на создание или развитие мощностей по производству товаров, нужных китайской экономике и, соответственно, требующих доставки в Китай. Во-вторых, усилия по совершенствованию транзитных каналов, обеспечивающих товарообмен между Европой и Китаем, должны принести свои плоды не только с точки зрения роста доходов российских компаний, но  и  с  точки зрения возрастания роли России как надежного транзитера в мировом логистическом пространстве. «Задача предоставления качественных транспортных услуг инициирует и инновационные процессы в отрасли, и модернизацию технологической базы», – добавляет Быстров.

По словам Калачева, импульс ускорения объемов контейнерных перевозок может быть вызван началом реализации проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь». «По мере роста включенности нашей страны в реализацию этих проектов транзитный товаропоток в направлении Китай – Европа должен будет расти. Эта перспектива достаточно долгосрочная, ведь проект «Шелкового пути» находится в самом начале, и даже маршруты до конца еще не определены», – считает Калачев. Вместе с тем, по его словам, участие в этом проекте может потребовать от России значительных инвестиций в модернизацию железных дорог, иначе возросший товаропоток может столкнуться с их ограниченной пропускной способностью. «Можно ожидать дальнейшего улучшения отношений с Китаем как важным экономическим партнером России. Общие точки соприкосновения по различным вопросам, высокий уровень торговых взаимоотношений и добрососедские отношения позволяют создать прочный экономический и политический союз между двумя странами», – считает в свою очередь старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич.

Алексей ЛОССАН


Вернуться