Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 1 (90) Номер 90 2015
Рубрика: СТРАНА И МИР

«Нурлы жол» – путь в будущее»

В Казахстане стартовала вторая пятилетка индустриализации. Перед нами – логическое продолжение Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) Республики Казахстан на 2010–2014 годы. Запуск новых производств позволит стране в период второй волны кризиса и мировой нестабильности диверсифицировать экономику и минимизировать внешние риски.

ДОСТИЖЕНИЯ ОЧЕВИДНЫ

Масштабная индустриализация экономики Казахстана началась еще в 2010 году. Именно в это время бушевал финансовый кризис, максимально ощущалась сырьевая зависимость, был низкий уровень диверсификации экономики и существовала сильная зависимость от импорта. Идея Лидера нации об индустриальном буме казалась безумием, ведь мало кто осмелится в период нестабильности реализовывать такие проекты. Но спустя годы полученные результаты в очередной раз продемонстрировали дальновидность Нурсултана Назарбаева. А страны все активнее начинают принимать и реализовывать подобные программы.

В рамках подготовки к реализации ГПФИИР была проделана большая работа по подготовке соответствующей законодательной базы. Так, за короткий период были разработаны и внесены поправки в 50 законов, 3 из которых совершенно новые – «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О СЭЗ», «Об энергоэффективности и энергосбережении». На пятилетний период были приняты 23 отраслевые программы по развитию приоритетных секторов экономики, 16 программ развития территорий, программы поддержки бизнеса.

В этот же период была усовершенствована, а местами создана с нуля вся необходимая инфраструктура. Построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог («Западная Европа – Западный Китай», 2 транзитных коридора Центр – Юг и Центр – Восток). Построено порядка 1700 км железных дорог (Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Бейнеу – Жезказган, Аркалык – Шубарколь). Принятые меры позволили создать все необходимые условия для развития мощного промышленного и обрабатывающего кластера в стране. Сегодня в Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон и 10 индустриальных зон.

Созданная инфраструктура позволила в короткие сроки запустить крупные производства в обрабатывающей промышленности и наладить производство товаров, которые в Казахстане еще не выпускались. Только за первый, 2010 год в стране были открыты предприятия по выпуску молочной продукции, титановых слитков, катодной меди. Также в этот период было заключено соглашение по промышленной сборке автомобилей в Усть-Каменогорске, увеличено производство алюминия в Павлодаре. Второй год реализации программы стал периодом становления инфраструктурной независимости страны. Именно в 2011 году создается промышленная зона «Хоргос – Восточные ворота», активно развивается морской порт Актау, продолжается народная стройка – трансконтинентальная автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай», мировой гигант Alstom начинает выпускать электровозы. Впервые начинается выпуск вагонов «Тальго» и вертолетов «Еврокоптер».

2012 год становится экватором программы и отправной точкой для новых, еще более амбициозных проектов. Именно в этом году страна досрочно выполнила стратегический план «Казахстан-2030». Всего за 15 лет Казахстан вошел в число пятидесяти конкурентоспособных государств.

Президент объявляет новый политический курс «Казахстан-2050». Новая главная цель – войти в тридцатку наиболее сильных экономик мира. Именно в этот период принимаются беспрецедентные меры по повышению инвестиционной привлекательности, в страну должны прийти инвесторы и вложить деньги в «умные» проекты. Кстати сказать, новая инвестполитика и либерализация налогового законодательства не имеет аналогов на пространстве СНГ.

В 2013 году продолжается активная фаза программы. Продукция открываемых предприятий вытесняет импорт, все больше товаров экспортируется. В рамках плана диверсификации производства и импортозамещения построен аффинажный завод, выпускающий золото в слитках. Создан полный производственный цикл. В этот год удалось практически полностью обеспечить внутренний рынок цементом. Много внимания уделяется субъектам малого и среднего бизнеса: именно МСБ, по словам президента, должен стать локомотивом экономики. В 2013 году происходит консолидация бизнеса страны в Национальную палату предпринимателей. Именно эта организация защищает интересы отечественных товаропроизводителей в рамках ЕАЭС, участвует в переговорах при вступлении страны в ВТО. Создан холдинг «Байтерек», который стал эффективным инструментом господдержки казахстанского бизнеса.

Завершающий первую пятилетку индустриализации 2014 год становится кризисным и знаменуется периодом снижения цен на углеводороды и металлы, заметен отток инвестиций из страны. В этот же период начинаются санкционные войны между Западом и Россией, являющейся нашим партнером в ЕАЭС, что сказывается и на нашей экономике. Однако уже созданные предприятия позволили улучшить сложившуюся ситуацию. Объекты, запланированные к сдаче, были открыты в срок. Удалось завершить формирование еще одной новой отрасли экономики – автомобилестроения. В Актюбинске построен новый ферросплавный завод. Запускаются новые железные дороги Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь, которые сократят издержки бизнеса в торговле между Азией и Европой, Севером и Югом страны.

Благодаря принятым мерам, в 2014 году был сохранен главный принцип работы президента страны Нурсултана Назарбаева: ставить во главу угла благосостояние народа и рост экономики. В этот год Нурсултан Назарбаев объявляет о новой экономической политике «Нурлы жол» и поручает выделить дополнительные деньги из Национального фонда для поддержки экономики.

Если говорить об итогах индустриализации, то они беспрецедентны. За 5 лет в рамках Карты индустриализации введено 770 проектов на сумму 3 трлн тенге с созданием 75 тыс. постоянных рабочих мест. Введенными проектами произведено продукции на сумму 4 трлн тенге. В среднем, введенными проектами Карты производится ежемесячно продукция на сумму более 100 млрд тенге.

Реализация второй пятилетки Программы позволит в 2019 году достичь прироста объёмов произведённой продукции обрабатывающей промышленности на 43% в реальном выражении, роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза, роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза, роста стоимостного объёма несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза, снижения энергоёмкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15%, роста занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.

Новые объекты должны поддержать отечественную экономику в период мировой нестабильности. Во время телемоста состоялось порядка 30 прямых включений из всех регионов страны. «К 2020 году доля высокотехнологичной продукции должна возрасти с 1,5% до 5% ВВП. Сектору профессиональных, научных и технических услуг необходимо обеспечить рост с нынешних 8% до 20% – главным образом, за счёт развития инноваций в частном секторе. Платформой для достижения этих целей станут научный парк «Астана бизнес кампус» Назарбаев Университета и парк инновационных технологий «Алатау», – сказал Нурсултан Назарбаев, дав старт новой пятилетке индустриализации.

АНТИКРИЗИСНЫЙ «НУРЛЫ ЖОЛ» КАЗАХСТАНА

11 ноября 2014 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с Посланием к народу, в котором сформулировал Новую экономическую политику «Нурлы жол». Как правило, глава государства обращается к населению в начале года, проговаривая основные макроэкономические приоритеты. Но сегодняшняя ситуация не позволяет медлить.

В 2008 году разразился мировой экономический кризис. Возник он как следствие американского ипотечного кризиса и привел к обвалу мировых рынков. За один день цена на нефть обрушилась со 147 до 40 долларов за баррель. США, Европа, Южная Америка, Япония – экономическая лихорадка затронула все регионы планеты. Не обошла она и Казахстан. Но власти страны приняли ряд кардинальных мер, переведя экономику в режим «ручного управления». Рецессии удалось избежать.

В 2010 году мир все еще не преодолел последствия кризиса. Но казахстанские власти не были намерены ждать у моря погоды. По инициативе президента Н. Назарбаева была разработана и утверждена Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития. По сути, Казахстан решил провести Новую индустриализацию с акцентом на инновационные технологии, дабы повысить диверсифицированность, технологичность, эффективность и маржинальность национальной экономики.

За годы реализации ГПФИИР была создана база для проведения индустриализации: внесены специальные поправки в полсотни законов, запущено порядка 40 государственных отраслевых и территориальных программ. В обрабатывающую промышленность привлечено 15,4 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Перерабатывающая отрасль изменила свою структуру, став более глубокой: динамично развивается машиностроение, чьи объемы выпуска увеличились за 6 лет в 3 раза.

Кроме того, решено большинство инфраструктурных вопросов. Построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог («Западная Европа – Западный Китай», 2 транзитных коридора Центр – Юг и Центр – Восток). Построено порядка 1700 км железных дорог (Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Бейнеу – Жезказган, Аркалык – Шубарколь). Сегодня в Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон и 10 индустриальных зон.

В продолжение политики роста в 2014 году в Казахстане прошло два важнейших события. Во-первых, был разработан и утвержден план Второй пятилетки Новой индустриализации. Главный упор в ней сделан на развитие перерабатывающей промышленности в конкурентных отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, металлургии, машиностроении и производстве нефтегазового оборудования. Во-вторых, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза – объединения Казахстана, Белоруссии и России, призванного углубить экономическую интеграцию. При этом основными направлениями были избраны: внедрение единых технических регламентов, формирование единых рынков капитала, рабочей силы, энергетики, товаров и услуг.

Нурсултан Назарбаев всегда отличался прозорливостью и стратегическим мышлением. В непростых условиях, сложившихся в 2014 году, он своевременно разработал масштабный антикризисный план, предложив стране использовать наступающий кризис в качестве новой возможности модернизации страны. «В условиях кризиса, как показывает мировой опыт, происходит переориентация экономической политики. Поддержку должны получить те отрасли, которые дают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятости. Такой опыт у нас уже был. Достаточно вспомнить наши успешные антикризисные меры в 2007-2009 годах», – подчеркнул Лидер нации.

ГЛАВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Президент предложил Новую экономическую политику «Нурлы жол». По сути, это большой инфраструктурный проект, цель которого – повышение эффективности национальной экономики за счет отраслей, никак не зависящих от внешней конъюнктуры. Инфраструктура позволяет подхлестнуть экономический рост, стимулирует развитие промышленности и сферы услуг, создает благоприятные условия для предпринимательства.

Первое направление НЭПа: развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Казахстан находится на стыке двух крупнейших экономических регионов планеты – развитого постиндустриального Европейского Союза и стремительно растущей Азии, торговля между которыми растет с каждым годом, что обусловливает высокий транзитный потенциал страны. Это подчеркивает глава государства, который акцентирует внимание на развитии транзитного потенциала страны. Использование главными экономическими игроками тысяч километров казахстанских дорог в качестве постоянной траектории поставок товаров может принести РК многие миллиарды долларов прибыли. «Прежде всего, нужно реализовать основные автодорожные проекты. Это Западный Китай – Западная Европа; Астана – Алматы; Астана – Усть-Каменогорск; Астана – Актобе – Атырау; Алматы – Усть-Каменогорск; Караганда – Жезказган – Кызылорда; Атырау – Астрахань. Также необходимо продолжить создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны, – подчеркнул в своем Послании президент Казахстана. – Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты – Ерсай».

Второе направление: Казахстан нацелен продолжить форсированную инновационную индустриализацию. Но правительство будет не только и не столько управлять процессами промышленной модернизации в ручном режиме. Необходимо создать условия для частного сектора, позволяющие без каких-либо проблем самостоятельно запускать производства. Для этого требуется развитая индустриальная инфраструктура. Для этого необходимо завершить работу по формированию инфраструктуры в существующих специальных экономических зонах. «Следует проработать вопрос строительства в регионах новых индустриальных зон, нацеленных на развитие производств МСБ и привлечение дополнительных инвестиций. Отдельное направление – инфраструктура туризма. Главным её преимуществом является возможность создания большего числа рабочих мест. Здесь создание одного рабочего места обходится в 10 раз дешевле, чем в промышленности», – добавил Нурсултан Назарбаев.

Третье направление: энергетическая инфраструктура. Президент считает, что энергопроизводящий Казахстан должен раз и навсегда покончить с дефицитом энергии. «Ограниченность магистральных сетей вызывает дефицит электроэнергии в южных регионах страны, природного газа – в центральных и восточных областях. Надо сосредоточиться на двух проектах. Построить высоковольтные линии в направлениях Экибастуз – Семей – Усть-Каменогорск и Семей – Актогай – Талдыкорган – Алматы. Это позволит создать сбалансированное энергообеспечение казахстанскими электростанциями всех регионов страны», – отметил глава государства.

Четвертое и пятое направления: развитие и укрепление инфраструктуры ЖКХ. Так, средний износ теплосетей по стране составляет 63%. При этом около 40%, или 9,6 тыс. км, имеют 100-процентный износ. Ежегодные потери тепловой энергии составляют в среднем 10,7 млн. Гкал. Сети теплоснабжения в республике характеризуются высокой аварийностью (в среднем 200 технологических нарушений на 100 км) и имеют высокие теплопотери (порядка 40%, из них 20% на магистральных и 80% на распределительных тепловых сетях). В неудовлетворительном состоянии значительное количество источников выработки тепловой энергии, а также большинство водопроводных и канализационных сетей. Основная часть водопроводных сетей в регионах требует капитального ремонта или полной замены.

По словам Нурсултана Назарбаева, модернизация инфрастурктуры ЖКХ требует инвестиций в размере более 10 млрд долларов. Сегодня большой интерес к инвестициям в модернизацию ЖКХ проявляют Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, а также частные инвесторы. «Нужно обеспечить их максимальное привлечение через предоставление долгосрочных инвестиционных тарифов. Чтобы не допустить значительного увеличения тарифов, необходимо софинансирование государством таких проектов. В этой связи на ускорение темпов модернизации систем тепло- и водоснабжения дополнительно к уже предусмотренным в бюджете средствам целесообразно направлять до 500 млн. долларов ежегодно», – заявил казахстанский лидер. Вместе с тем, правительство пересмотрит подходы к строительству социального жилья. Государство будет строить социальное арендное жилье и представлять его населению в долгосрочную аренду с правом выкупа.

Шестое направление: развитие социальной инфраструктуры. Темпы демографического роста в последние годы, особенно в крупных городах, обостряют проблему дефицита мест в школах и дошкольных организациях. В системе общего среднего образования функционируют 7232 школы, почти половина из которых являются малокомплектными. 136 школ находятся в аварийном состоянии, в 99 школах обучение ведется в три смены. Несмотря на принимаемые меры, в республике сохраняется высокая потребность в детских садах – в очереди 539 тысяч мест. Нурсултан Назарбаев потребовал от правительства и властей на местах в течение трех лет ликвидировать проблему аварийности школ и нехватки детских садов. На эти цели, в дополнение к уже заложенным в бюджете средствам, будет направлено еще 500 млн долларов.

Седьмое направление: поддержка малого и среднего бизнеса. Нурсултан Назарбаев неустанно продвигает идею развития предпринимательства, частной инициативы, которые в развитых странах выступают в качестве станового хребта национальной экономики. Реализуется госпрограмма «Дорожная карта бизнеса – 2020», работает Фонд развития предпринимательства «Даму», создана Национальная палата предпринимателей. Полностью освоены 500 млн долларов из Национального Фонда, направленные на поддержку и кредитование МСБ. Это позволило создать 4,5 тысячи рабочих мест. «Следует продолжить работу по развитию МСБ как драйвера экономического роста и увеличению его доли до 50% ВВП к 2050 году. Поэтому необходимо эффективно использовать кредитные линии для малого и среднего бизнеса за счет АБР, ЕБРР, Всемирного банка на общую сумму порядка 800 млн долларов в 2015-2017 годах», – отмечает Нурсултан Назарбаев.

В условиях международной волатильности программа «Нурлы жол» поможет Казахстану не только не впасть в рецессию, но и, проведя интенсивную модернизацию инфраструктуры, добиться экономического роста. Об этом говорят не только ответственные чиновники, но и независимые иностранные эксперты.

Материал подготовлен при помощи Службы центральных коммуникаций при Президенте РК


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем