Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 4 (88) Номер 88 2014
Рубрика: СТРАНА И МИР

Наглядный итог борьбы с олигархами

Невозможно спорить с тем, что Евромайдан привел Украину к катастрофе, ибо если фактический развал страны и гражданская война не катастрофа, то что же такое катастрофа? Искать выход из сложившейся ситуации украинцы доверили миллиардеру Петру Порошенко. Ему предстоит разрешать газовый кризис, спасать страну от дефолта, налаживать диалог с русскоязычными регионами, искать общий язык с Россией и, главное, тем или иным способом останавливать бойню на Востоке. При этом включает ли в себя та Украина, президентом которой стал Порошенко, Донецк и Луганск, вопрос по-прежнему открытый.

ШОКОЛАДНЫЙ КОРОЛЬ

Прошедшие президентские выборы стали первыми в истории независимой Украины, когда победитель определился в один тур. Да, Леонид Кравчук в 1991 году сразу набрал более 60% голосов, но тогда еще была жива УССР, впоследствии же противостояние кандидата от Востока с кандидатом от Запада стало нормой местной политической жизни. Казалось, что-то подобное будет и теперь, пусть и без кандидата от Востока. Но Петр Порошенко, согласно официальной информации, неожиданно набрал почти 55% голосов, тогда как его основной конкурент Юлия Тимошенко – всего около 13%.

Нельзя сказать, что взлет популярности Порошенко, которому еще полгода назад никто не прочил президентский пост, стал абсолютной неожиданностью. В дни массовых митингов в Киеве издание «ВВП», в частности, писало, что Порошенко является единственным политическим лидером Майдана, рейтинг которого постепенно растет, тогда как у основной тройки оппозиционных игроков – Виталия Кличко, Арсения Яценюка и Олега Тягнибока – падает. В середине 2013 года этот рейтинг не превышал 2–3%, но к февралю 2014-го вырос до 11% (при 14% у Тимошенко, 16% у Кличко и 21% у Януковича). Вскоре Порошенко уже обогнал Кличко, следом выяснилось, что боксер на президентские выборы и вовсе не пойдет (к настоящему моменту он с огромным отрывом избрался в киевские градоначальники), а выход Юлии Тимошенко из тюрьмы ничего в этих раскладах не изменил – возвращаться ко временам политического доминирования «оранжевой принцессы» украинцы не захотели.

Ирония ситуации заключается в том, что одним из лозунгов Майдана была борьба с олигархами, при этом, если верить Forbes, Порошенко занимает шестую строчку в списке богатейших людей Украины – его состояние оценивается в 1,3 млрд долларов. Источник этого состояния, правда, не уголь, не лес, не газ, не нефть и не металлы, как это обычно бывает на постсоветском пространстве, а шоколад. Начав с продажи какао-бобов, он скупил ряд кондитерских предприятий, а впоследствии объединил их в корпорацию «Рошен» (от ПоРОШЕНко), около половины экспорта которой приходится на Россию. Включает бизнес-империя Порошенко и несколько медийных активов, главный из которых – Пятый канал, но есть и газеты, и журналы, и радиостанции. Все эти активы сыграли важнейшую роль в раскрутке Порошенко как «кандидата Майдана» на президентских выборах.

В политику президент-олигарх пришел давно, причем начинал, несмотря на свое состояние, как деятель левоцентристской ориентации (впрочем, лояльный Кучме). Фактически Порошенко был одним из создателей «Партии регионов» – той самой, против которой активно боролся впоследствии. Однако часом славы для него стал «оранжевый» Майдан 2004 года: будучи кумом Виктора Ющенко и самым состоятельным спонсором его партии «Наша Украина», Порошенко быстро вошел в правящие элиты, где запомнился прежде всего своей борьбой с Юлией Тимошенко – эти политики, мягко говоря, терпеть друг друга не могут. В общей сложности Порошенко четырежды избирался депутатом Верховной рады, в первые годы президентства Виктора Ющенко возглавлял Совет национальной безопасности и обороны, впоследствии – совет Национального банка. С желанием Порошенко стать спикером парламента связывают провал идеи создания «оранжевой коалиции» (Ющенко – Тимошенко – Мороз) после выборов в Верховную раду 2006 года. Лидер Соцпартии Мороз поддерживал Майдан, и объединение «оранжевых» было логичным шагом, однако кум президента старательно оттеснял главу социалистов от кресла спикера, и в результате социалисты договорились с «Партией регионов»: парламент все-таки возглавил Мороз, а премьер-министром вместо Тимошенко стал Виктор Янукович.

Во втором правительстве Тимошенко (точнее, в последние месяцы его существования) Порошенко возглавил МИД по так называемой президентской квоте: столкновение двух антагонистов было для Ющенко не столько игрой на противоречиях, сколько попыткой контролировать всю внешнюю политику через «своего человека». И тут стоит подчеркнуть, что имидж нового «гетмана» как политика исключительно «оранжевого» довольно лукав – Порошенко вполне договороспособен, что иллюстрирует его работа на правительство Николая Азарова: с марта и до конца 2012 года (то есть за год до Евромайдана) «непримиримый оппозиционер» возглавлял там Министерство экономического развития и торговли.

Этот факт во многом сыграл на руку Порошенко – его стали воспринимать не столько как «перевертыша», сколько как компромиссного политика. С одной стороны, безусловно, проевропейский, никак не «восточный», поддерживал как Майдан, так и Евромайдан. С другой – склонен к компромиссам, настроен на конструктивные отношения с Россией, избегает так раздражающей Восток и Юг тематики (типа «наследия Бандеры»). Кроме того, Порошенко (несколько наивно, конечно) воспринимали в качестве нового лица – не из клана Януковича, не из клана Тимошенко, давно разошелся с Ющенко и в разы более опытен и представителен, чем Кличко. В экономике тоже: не сказать что левый, однако и не правый – то есть центрист. И, пожалуй, главное: умеренность Порошенко приобрела особое значение в связи с боевыми действиями в Донецкой и Луганской областях, провозгласивших независимость от Украины. Олигарх последовательно выступал за единство страны, однако отнюдь не казался «ястребом». Многие надеялись, что Порошенко так или иначе положит вооруженному противостоянию конец и найдет формулу для переговоров с пророссийскими регионами. К сожалению, эти надежды не оправдались: после избрания Порошенко (формально он вступает в должность только 7 июня) насилие продолжилось. Киев лицемерно называет это «антитеррористической операцией», по факту же ведет войну против собственного народа, используя для этого боевую авиацию и тяжелую технику. Ни Донецкая народная республика, ни Луганская народная республика сдаваться тоже не собираются, и счет жертвам идет на сотни.

СТРАННАЯ МАТЕМАТИКА

Порошенко лидировал во всех областях Украины (в западных – с огромным отрывом), а меньше всего получил в Харьковской – около 35% при явке менее 50%. Однако важно подчеркнуть вот какой момент: ввиду боевых действий и того факта, что Киев не контролировал большую часть территорий Донецкой и Луганской областей, выборы там фактически не проводились. В Луганской голосовали только в 2 из 12 избирательных округов, в Донецкой – в 8 из 22. В конечном итоге в Донецкой области из 3,2 млн избирателей проголосовали только 115 823, в Луганской пропорция еще хуже – 52 239 человек из 1,7 млн.

Явка на этих выборах – вообще отдельная история. По официальным данным Центризбиркома Украины, на 20.00 воскресенья она составила 60,55% от имеющих право голоса, однако по окончательным данным – всего 51,7%, то есть чуть больше жизненно важной отметки в 50%. Это заставляет заподозрить, что обещанные «самые честные и прозрачные выборы в истории Украины» не обошлись без фальсификаций или, более мягко выражаясь, махинаций. Впрочем, были на выборах и фальсификации без всяких оговорок, как минимум на выборах в городской совет Киева, где победу с огромным отрывом одержал «УДАР» Виталия Кличко. Дело в том, что недавно созданная партия «Демократический альянс», согласно официальным данным, набрала 2,92%, то есть до преодоления проходного барьера ей не хватило всего 0,8%. Партия заявила протест, сообщив, что «в ходе манипуляций с протоколами» ее лишили части голосов. В итоге и Кличко, и Порошенко, и Турчинов призвали к пересчету голосов, а после пересчета результат «Демальянса» действительно превысил 3%. Сколь-нибудь убедительных объяснений этому предложено не было. Но если сравнивать с результатами эксит-поллов, у «Демальянса», «Батькивщины» и ряда других партий результат должен быть больше, а у партии «УДАР» – меньше, в их случаях расхождения слишком бросаются в глаза.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ

Как известно, Россия не признавала легитимной ту власть, что образовалась в Киеве после государственного переворота и изгнания Януковича. Понятно, что применительно к истории с признанием независимости Крыма и принятием его в состав РФ это была принципиально значимая позиция: получается, Крым восстал против незаконной хунты, на что имел исчерпывающее юридическое право. Однако у России в принципе не было оснований считать власть Турчинова – Яценюка легальной властью: отстранение Януковича и назначение Турчинова прошло вопреки действующей конституции, более того, в режиме отсутствия конституционного суда – его попросту разогнали. Теперь ситуация меняется (если, конечно, не делать акцента на странностях с явкой): избрание Порошенко как бы обнулило существующее положение и перевернуло страницу, весь вопрос в том, президентом какой именно части Украины он стал. Ведь Донецк и Луганск за Порошенко не голосовали, более того, ранее там прошел референдум, на котором, если верить организаторам, подавляющее большинство жителей высказались за независимость ДНР и ЛНР. В данный момент там обсуждается проект нового конфедеративного государства – Новороссии, присоединиться к которому приглашают и другие восточные области страны (в первую очередь Харьковскую).

Пока официальные представители Москвы высказываются в адрес прошедших на Украине выборов очень осторожно: еще никто не назвал Порошенко легитимным лидером, как не признал и итогов голосования, резонно опасаясь, что это может негативно сказаться на восставшем населении восточных областей. Велик риск, что «легитимный президент» (пусть и ставший таковым по итогам нелегитимного госпереворота) начнет буквально ровнять там все с землей при осторожной критике со стороны Евросоюза и очевидной поддержке со стороны США. Возражать в этом случае законным властям сложнее, чем самозваным, а Москва руководствуется в первую очередь интересами жителей самопровозглашенных ДНР и ЛНР, которые сейчас, без преувеличения, находятся в смертельной опасности.

Так, еще 7 мая Владимир Путин заявил, что «намеченные в Киеве президентские выборы – само по себе движение в правильном направлении, но они ничего не решат, если все граждане Украины не будут понимать, как будут гарантированы их права после проведения этих президентских выборов». При этом, как следует из заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова, Москва готова к переговорам с Порошенко (хунта Турчинова как возможный партнер не рассматривалась в принципе). «Мы, разумеется, слышим то, что говорит Петр Порошенко относительно своих намерений в том, что касается связей с Российской Федерацией, называет эти отношения наиважнейшими. И мы, как неоднократно говорил наш президент, готовы к диалогу с представителями Киева. Готовы к диалогу с Петром Порошенко», – сказал министр.

Путин подтвердил, что Россия, разумеется, уважает волю украинского народа. То, что Порошенко теперь избранный лидер Украины, и впрямь сложно оспаривать, но какой именно части Украины? Да, он полноценный партнер по переговорам, официальный представитель одной из сторон – безусловно. Но в какой мере и степени он может диктовать свою волю Донецку и Луганску – вопрос открытый.

В общем и целом Порошенко сложно назвать крайне нежелательной для Москвы фигурой, какой был, к примеру, Ющенко. Избранный президент никогда не был замечен в русофобских заявлениях, является прихожанином Украинской православной церкви Московского патриархата, дружит с нынешним послом России на Украине Михаилом Зурабовым. В свое время у Москвы сложились с ним нормальные рабочие отношения. Сейчас избранный президент всячески подчеркивает, что готов к диалогу и называет нормализацию отношений с Россией и всестороннее сотрудничество с ней крайне важным для Украины вопросом. При этом Крым он ультимативно требует «вернуть», а в пользу переговоров с властями ДНР и ЛНР внятно не высказался еще ни разу. Таким образом, его президентство не будет для РФ легким в любом случае.

Как, впрочем, и для самого Порошенко: страна в долгах, экономика в глубоком кризисе, на улицах незаконные вооруженные формирования, на Востоке война, в обществе раскол по живому. Таковы итоги Евромайдана. Вполне предсказуемые итоги.

Алексей ЕЛЬЦОВ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем