Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 4 (88) Номер 88 2014
Рубрика: СТРАНА И МИР

Леонид Слуцкий: «ЕАЭС – высшая ступень интеграции России, Белоруссии и Казахстана»

Главное событие мая, а возможно, и всего года в жизни постсоветского пространства – подписание президентами РФ, РБ и РК договора о создании ЕАЭС. О значении этого договора и о других событиях, произошедших на территории бывшего СССР в мае, рассказывает председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид СЛУЦКИЙ.

ДЕНЬ, КОТОРОГО МЫ ЖДАЛИ

Подписание 29 мая в Астане всеобъемлющего договора о создании Евразийского экономического союза, вне сомнений, станет исторической датой. Россия, Белоруссия и Казахстан вступили в эпоху создания нового интеграционного объединения, которое, хочу выразить в этом уверенность, станет мощным игроком в мировой экономической архитектуре XXI столетия. Миссия ЕАЭС – стать в каком-то смысле мостом между находящейся в длительной экономической рецессии Европой и быстро набирающим обороты Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Евразийский экономический союз – высшая ступень интеграции России, Белоруссии и Казахстана вслед за Таможенным союзом и затем Единым экономическим пространством, начавшим действовать с 1 января 2012 года.

Подписанию договора предшествовала непростая работа, занявшая не один год. Огромную роль здесь сыграли лидеры трех братских стран. Отдельно хочу отметить деятельность президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева – признанного основоположника евразийской интеграции на ее современном этапе. «Символично, что подписание договора проходит именно в Казахстане, в столице Казахстана. Ведь у истоков самой идеи Евразийского союза стоял Нурсултан Абишевич Назарбаев, впервые озвучивший эту идею на выступлении, я помню, в Московском государственном университете в 1994 году, – отметил, выступая в Астане, В.В. Путин. – В 2009 году опять же президент Казахстана дал ей дополнительный импульс, и мы тогда договорились интенсифицировать эту работу». При этом важно понимать, что подписание договора – не повод расслабляться: интегрировать между собой три сложившиеся, мощные экономики так, чтобы не осталось никаких шероховатостей, – это сверхзадача, и интенсивная работа в этом направлении будет продолжаться, в первую очередь в рамках Евразийской экономической комиссии, но также на уровне правительств и профильных ведомств наших стран.

Подписание договора 29 мая – важнейший шаг на пути к сохранению и развитию многополярной модели мира. Евразийский союз – как кость в горле для тех, кто хочет однополярного мироустройства. Опережая ШОС и БРИКС, ЕАЭС уже реализует вполне конкретные программы форсированной экономической интеграции на значительной части постсоветского пространства. Во многом именно для того, чтобы не допустить подобной интеграции, фактически было создано Восточное партнерство Европейского союза, которое было с неприятием отвергнуто в Азербайджане, но поддержано на Украине, в Грузии и в Молдавии. Неудивительно, что сегодняшние успехи Евразийского проекта, создание Евразийского экономического союза вызывают у наших западных партнеров – сторонников однополярного мира (имею в виду прежде всего США) реакцию весьма деструктивную.

СЛОВО – ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ

Хочу напомнить, что в декабре 2013 года В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию попросил российский парламент в приоритетном порядке рассмотреть договор о Евразийском экономическом союзе, заявив, что к маю 2014 года работа над текстом договора будет завершена. Уже тогда мы гарантировали, что Госдума готова в самые кратчайшие сроки рассмотреть и ратифицировать договор.

Хочу подчеркнуть, что депутаты нижней палаты парламента подтверждают свою готовность действовать оперативно. Договор будет ратифицирован максимально быстро, без каких-либо затяжек. Все необходимые процедуры будут проведены через профильные комитеты, тем более что все эти процедуры понятны и подготовлены.

Не могу исключить, что процесс ратификации будет синхронным. В рамках рассмотрения этого вопроса мы находимся в контакте с профильными комитетами Мажилиса Казахстана и Палаты представителей Нацсобрания Белоруссии. В любом случае ратификация, уверен, пройдет в самое ближайшее время и в Москве, и в Астане, и в Минске.

Уверен, что в самом ближайшем будущем у ЕАЭС появится своя парламентская составляющая – Евразийская межпарламентская ассамблея, о которой еще в октябре 2011 года писал Н.А. Назарбаев («Евразийский союз – от идеи к истории будущего», «Известия», 25 октября 2011 года). Считаю очень полезным взять для парламентского измерения ЕАЭС положительный европейский опыт. В самом деле, Европарламент на сегодняшний день – едва ли не самая главная парламентская площадка Европы. В отличие от многочисленных межпарламентских ассамблей (ПАСЕ, ПА ОБСЕ, ПА НАТО и других), члены которых делегируются национальными парламентами, Европарламент избирается прямым всенародным голосованием. Думаю, что и нам следует отталкиваться именно от этого: по такому же принципу в обозримом будущем будет строиться «преемник» Евразийской межпарламентской ассамблеи – полноценный, полнокровный Евразийский парламент. Важно понимать: Евразийский проект – это всерьез и надолго. Евразийский союз получит и свое единое информационное пространство, и свое пространство региональной безопасности.

ПУТИ РАСШИРЕНИЯ СОЮЗА

Вполне возможно, что еще две страны – Армения и Киргизия – присоединятся к Евразийскому экономическому союзу уже в этом году. Мы ожидаем вхождения в ЕАЭС Киргизии не позднее второго полугодия, а Армении – в крайнем случае в начале следующего года. Проблемы существуют: в частности, по Киргизии, усилия которой по присоединению к новым интеграционным структурам на постсоветском пространстве мы оцениваем очень высоко (здесь хочется особо отметить позитивную роль Президента страны Алмазбека Шаршеновича Атамбаева), есть определенные вопросы по огромным вещевым рынкам, по опасности попадания контрафактной продукции из Китая. Что касается Армении, она являет собой хороший пример страны, которая сочетает одновременно и европейский, и евразийский вектор интеграции, тем самым вживую доказывая ряду западных экспертов, что эти направления экономического сотрудничества отнюдь не антагоничны.

Важно понимать – одного заявления о вступлении недостаточно: Евразийский экономический союз – это не просто «записался и вступил». Это мощное экономическое объединение, для интеграции в которое нужно иметь достаточно развитую экономику. Ее имеют и Армения, и Киргизия; осталось решить ряд оставшихся проблем, что потребует и в Ереване, и в Бишкеке нескольких месяцев непростой, но очень интересной работы.

В то же время говорить о вступлении в ЕАЭС Абхазии и Южной Осетии пока преждевременно. Конечно, в первую очередь такое решение должно быть волей самого населения этих стран. Но повторюсь: для интеграции в Евразийский экономический союз нужно иметь достаточно развитую экономику. Другое дело, в ЕАЭС может возникнуть институт стран-наблюдателей.

Коль скоро речь зашла об Абхазии, хочу сказать несколько слов о событиях, которые произошли в республике в самые последние дни. Считаю, что Александр Золотинскович Анкваб принял решение об отставке с поста президента во имя мира, стабильности и гражданского диалога в стране. Решение парламента Абхазии о назначении досрочных президентских выборов 24 августа – удачный компромисс, своего рода «золотая середина» среди возможных вариантов развития событий. За ближайшее время (почти три месяца) все кандидаты, включая самого А.З. Анкваба (шансы которого, если он будет участвовать в этих выборах, нельзя назвать нулевыми), смогут подготовить свои программы. Решение о досрочных выборах – путь к достижению гражданского равновесия, оно направлено на достижение мира и согласия. В самом деле, нельзя допустить развития ситуации по украинскому сценарию, раскола страны на два лагеря – сторонников и противников А.З. Анкваба, дальнейших противостояний и столкновений.

НОВАЯ ВЛАСТЬ – СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В России возлагали определенные надежды на то, что переход власти на Украине к избранному президенту приведет к деэскалации ситуации на Юго-Востоке страны. Однако приходится признать, что Петр Алексеевич Порошенко не оправдал таковых ожиданий. Увеличение масштабов карательной операции, начавшееся практически сразу после выборов, для России неприемлемо. Мы надеялись, что после выборов кровопролитие остановится, но произошло прямо наоборот. До последних дней мы рассматривали П.А. Порошенко как политика, на руках которого не было крови, но сегодня мы так сказать уже не можем.

Хочу напомнить, что Россия поддержала план ОБСЕ по урегулированию конфликта на Украине, а ранее приняла активное участие в четырехсторонних переговорах в Женеве. Москва сделала целый ряд заявлений, направленных на установление мира и спокойствия на территории Украины. Более того, невзирая на всю сложность ситуации, Президент России В.В. Путин заявил, что с уважением относится к волеизъявлению граждан страны 25 мая. Однако теперь стало достаточно очевидно, что выборы стали лишь новым фактором эскалации насилия, развертывания киевской хунтой гражданской войны, войны против собственного народа.

Немалое удивление вызвали и раздававшиеся в Киеве накануне встречи глав правительств государств – членов СНГ 30 мая в Минске заявления о возможности выхода Украины из Содружества Независимых Государств. Уверен, что такое решение ударило бы прежде всего по самой Украине. На сегодняшний день СНГ – самое широкое объединение на всем постсоветском пространстве, и пока ничего взамен этому союзу нет, и Украина всегда была активным участником Содружества на разных уровнях. Да, сегодня в Киеве немало оголтелых «политиков», которые считают, что нужно выходить отовсюду, где есть Россия, но, по счастью, их мнение не возобладало: пока Украина остается членом СНГ и направила своего представителя на встречу в Минске. Однако если в дальнейшем какие-то подобные недружественные действия будут иметь место, важно понимать: это будут действия против будущего самой Украины. Точно так же, как нынешняя карательная операция – давайте называть вещи своими именами – по сути геноцид против своего народа.

***

В заключение хочу сказать несколько слов еще об одном событии, которое произошло за пределами постсоветского пространства – но тем не менее представляется мне крайне важным для Русского мира. В Сирии принято решение об обязательном изучении во всех школах страны русского языка. Глава Российской ассоциации международного сотрудничества (РАМС) Сергей Степашин говорил об этом на недавнем заседании нашего Комитета.

Проблема преподавания русского языка за пределами Российской Федерации очень важна, мы уделяем ей много внимания в своей деятельности. Считаю сотрудничество с РАМС важным аспектом деятельности Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Мы предполагаем ввести в план нашей работы регулярные совместные заседания.

В мире еще в конце 80-х годов на русском языке говорили около 350 млн человек, сейчас – порядка 270 млн. В историческом масштабе это ничтожный отрезок времени; таким образом, мы видим настоящий коллапс Русского мира, чего и добиваются западные «однополярники». Противостоять коллапсу, повернуть его вспять – святая задача нашего с вами поколения. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях национальный лидер России, как никогда в новейшей истории сплотивший после возвращения Крыма наше общество, – Владимир Владимирович Путин. Архисложная задача, но не менее важная. Продолжаем работать.

Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид СЛУЦКИЙ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем