Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 3 (87) Номер 87 2014
Рубрика: СТРАНА И МИР

«Новая холодная война» оборачивается бытовой ссорой

«Разрядкой» в советской печати называли период отношений между Россией и США, когда ожесточенное противостояние 60-х годов сменилось поисками взаимовыгодного компромисса. На сей раз ожесточенного противостояния, по сути, не было вообще, разве что дипломатическое: да, были угрозы, были попытки вывернуть руки и напугать Москву санкциями с целью, чтобы она отказалась от воссоединения с Крымом и прекратила поддержку русскоязычных соотечественников на востоке Украины. Но практически все обещания «страшной кары» и «новой холодной войны» в итоге обернулись либо формальностями, либо вообще ничем. Европа не хочет терять важного экономического партнера в лице Москвы, Вашингтон вынужден считаться с тем, что мир больше не является однополярным. После полутора месяцев громкой ссоры стороны встретились в Женеве и к явному облегчению большинства участников конфликта (как вольных, так и невольных) сошлись на компромиссе.

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ

В рамках традиционной «прямой линии» главой Российского государства было озвучено несколько тезисов о взаимоотношениях между Россией и Западом. Вкратце выводы можно пересказать так: конфликта Москва не хочет и стремится к партнерским отношениям, но разногласия имеются, в первую очередь по украинскому вопросу. С европейцами России общий язык находить проще, чем с американцами, но современный Брюссель зависит от современного Вашингтона – то следствие блоковой политики.

В швейцарской Женеве представители Москвы, Брюсселя и Вашингтона собрались за одним столом именно для того, чтобы обсудить Украину. Данные переговоры на уровне глав внешнеполитических ведомств стали в минувшем месяце, пожалуй, одними из определяющих в контексте дипломатического конфликта сторон. В первую очередь потому, что стали результативными: сценарий выхода из украинского кризиса пусть с трудом, но все-таки был согласован. Это, разумеется, лишь половина дела – теперь необходимо проследить за его реализацией, что особо подчеркнул глава МИД РФ Сергей Лавров. Ведь еще совсем недавно в Мюнхене вроде бы тоже был согласован устраивающий всех вариант урегулирования, который украинская оппозиция – нынешняя власть тут же нарушила, а Запад выступил в качестве ее адвоката.

Глава МИД Украины Андрей Дещица прибыл в Швейцарию со списком требований к РФ, утвержденным кабмином республики. Киев желал, чтобы Москва отказалась от какой-либо поддержки восставшего против него Юго-Востока, более того, осудила действия русскоязычных граждан Украины, захвативших ряд административных зданий и потребовавших от Киева превратить страну в федерацию. Помимо этого Украина настаивала на максимально возможном отводе российских войск от своих границ, отмене решения Совета Федерации о возможности введения этих войск на саму Украину, а также возвращении Крыма. Но в итоге Дещица не добился практически ничего.

Во-первых, Крым в итоговых документах не фигурировал в принципе, и ничего удивительного в этом нет. Даже европейские и американские журналисты почти единодушны во мнении, что Запад фактически смирился с присоединением Крыма к РФ и понимает: педалировать данный вопрос означает попусту злить Москву, которая от своего решения не откажется ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, пять требований Киева по сути вообще не стали рассматривать – встреча министров была посвящена урегулированию кризиса внутри Украины, а не российско-украинским отношениям. В-третьих, значительную часть пятичасовых переговоров Лавров и госсекретарь США Джон Керри вообще провели визави (позднее к ним присоединилась представитель Брюсселя Кэтрин Эштон). То есть судьбу Украины вообще решали без Украины, предложив Дещице завизировать согласованный документ.

В итоговом тексте зафиксировано, что «все незаконные вооруженные группы должны быть обезоружены; все незаконно занятые здания должны быть возвращены законным владельцам, все незаконно занятые улицы, площади и другие публичные места в украинских городах и населенных пунктах должны быть освобождены». Министры также договорились об амнистии для всех демонстрантов, кто покинет общественные здания, добровольно сдаст оружие и не причастен при этом к серьезным преступлениям. Все стороны конфликта призвали воздерживаться от любого насилия, провокационных действий, экстремизма, расизма и религиозной нетерпимости, а контроль за соблюдением договоренностей возложили на специальную миссию ОБСЕ. США, ЕС и Россия будут поддерживать эту миссию, включая предоставление наблюдателей. На итоговой пресс-конференции Лавров подчеркнул особо: «Перечисленные меры касаются всех без исключения регионов Украины и всех без исключения проблемных вопросов».

Но самое главное – это договоренности о конституционной реформе, которая подразумевает децентрализацию Украины, расширение полномочий ее регионов (включая право выбирать свои законодательные и исполнительные органы), «обеспечение достойной роли русского языка в украинском обществе». При этом слово «федерализация», которой как огня боится Киев и которой добивается от него восставший восток республики, в декларации отсутствует. Как пояснил Лавров, суть не в терминах, а в том, что за ними скрывается: есть унитарные страны с широкими полномочиями регионов, а есть номинальные федерации, где прав у субъектов кот наплакал. Параллельно министр предостерег официальный Киев от вступления в НАТО, так как «изменение внеблокового статуса самой Украины подорвет усилия по налаживанию сотрудничества». Внеблоковый статус Украины – это вообще принципиальный вопрос для Москвы. Как подчеркнул пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, еще один шаг НАТО в сторону границ России повлечет за собой перекройку всей европейской архитектуры безопасности. В итоге Москва «вынуждена будет принять меры для обеспечения своей безопасности», ввиду чего надеется, что военно-политическое будущее Украины не будет предусматривать членство в альянсе – новая холодная война и гонка вооружений не нужны никому. Ранее об этом же неоднократно говорил и лично Владимир Путин.

«ПУТИН МЫСЛИТ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ»

Показательно, что даже многие американские СМИ расценили женевские договоренности как личную победу Путина. Так, журналист Foreign Policy Дэвид Роткопфф считает, что для президента РФ наступил «потрясающий, триумфальный, великолепный и невероятно крутой год». По его мнению, «тот факт, что Соединенные Штаты постараются восстановить рабочие отношения с русскими, без сотрудничества с которыми администрации Обамы будет трудно решить иранскую проблему, помогает Путину выглядеть еще сильнее». При этом Роткопфф считает, что в будущем Европа будет постепенно избавляться от зависимости от российского газа, но «для Москвы это станет не таким болезненным ударом, как кажется многим, так как в мире есть много желающих купить то, что не купят европейцы, в частности, в их число входит Китай». В свою очередь, военный аналитик Fox News Ральф Питерс, специализирующийся на России, замечает, что соглашение в Женеве стало очередной неудачей президента США Барака Обамы, теперь у Москвы на Украине развязаны руки, а Киев ограничен в наведении порядка на собственной территории. По мнению Питерса, Барак Обама не может тягаться с Владимиром Путиным, ибо «Путин мыслит десятилетиями, а Обама думает только о том, как преодолеть текущий кризис».

В целом же на сегодняшний день можно констатировать, что фатального обострения отношений между Россией и Западом, которым Москву запугивал ряд политиков (в первую очередь украинских), не произошло. Пресловутые санкции оказались по сути формальными и косметическими, и даже Госдепартамент попеременно анонсирует то их возможное ужесточение (в разговорах с потенциальными инвесторами), то, напротив, смягчение «в случае явного прогресса на Украине» (слова Керри). «Единого фронта» также достичь не удалось: в Европе по вопросу взаимоотношений с РФ никакого единства и близко нет, раскол дипломаты (к примеру, чешские) констатируют официально, причем раскол этот идет все по той же линии – «партию ястребов» составляют традиционные недоброжелатели Москвы, прагматики же (Германия, Франция, Италия, Испания), напротив, стараются конфликт максимально загладить. Даже голосование в ПАСЕ, по итогам которого российскую делегацию лишили права голоса и исключили из ряда управляющих структур (всё – в связи с Крымом и сроком до конца года), по сути, стало дежурным: европейцы как бы выразили России свое неудовольствие, но исключать из структуры не стали, Москва же, в свою очередь, столь же дежурно выразила свое возмущение и категорическое несогласие, а по сути все осталось как прежде. Даже отказ G7 участвовать в запланированном в России саммите «большой восьмерки» хотя и был широко распиарен, ощутимой потерей не стал. Из «восьмерки» Москву все равно не исключили (ибо это невыгодно самой «восьмерке» – западным странам остро нужны площадки для взаимодействия с Москвой), а по сути эта организация давно уже является дискуссионным клубом, претензии которого на общемировую значимость разбиваются о неукротимый рост международной влиятельности таких стран, как Китай, Индия, Бразилия и других (а все они в той или иной степени либо поддержали Россию, либо заняли позицию нейтралитета, не желая с ней ссориться).

Не исключено, что итоги переговоров в Женеве вообще станут «разрядкой», которой так или иначе искали все стороны, а вот приведут ли к миру на Украине – зависит от их исполнения. На этот счет у Москвы уже имеются претензии к Киеву, который пытается вести двойную игру – разоружая противников, не трогает сторонников, требуя освобождения административных зданий, не торопится отводить войска и т.д. Западу в такой ситуации не позавидуешь: с одной стороны, ему необходимо проявить политическую волю и чем-то подтверждать собственные угрозы, с другой – радикально портить отношения с Москвой ему явно не хочется: прагматичной Европе важно экономическое сотрудничество, вездесущим США – посредничество Москвы при контактах с неуправляемыми для них режимами (Сирия, Иран, КНДР и т.д.). Заключение женевских договоренностей – долгожданный повод успокоиться и «собрать черепки», благо миссия ОБСЕ в Донецке не нашла никаких следов российских военных на Украине, хотя прежде Москву прямо обвиняли в «военном прикрытии сепаратистов». Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу, к слову, назвал эти обвинения «паранойей» (Путин предпочел определение «полная чушь») и прокомментировал их довольно иронично: «Трудно и глупо искать кошку в темной комнате, особенно если ее там нет, и тем более глупо, если эта кошка умная, смелая и вежливая».

Сам российский президент, кстати говоря, не видит никаких препятствий для дальнейшего улучшения отношений между Москвой и Западом, что подтвердил и после «прямой линии» – в рамках интервью каналу «Россия». Но при этом Путин подчеркивает – все зависит от стремления к этому обеих сторон: РФ хочет взаимовыгодного сотрудничества и доверительных отношений, но поступаться своими принципами и геополитическими интересами не будет – это «красная черта». Пока практика показывает правоту российских властей, не раз замечавших, что говорить с РФ языком санкций неуместно и контрпродуктивно: желаемого все равно не добьетесь, а пострадают в итоге все, ибо в современном мире все взаимосвязано. Со своей же стороны Москва готова спокойно обсуждать любые вопросы даже с НАТО. Кстати, экс-премьера Норвегии Йенса Столтенберга, который станет генсеком альянса с 1 октября, российский президент охарактеризовал как серьезного и ответственного человека, с которым у него сложились добрые отношения. При этом Путин не удержался от шпильки и заметил, что Столтенберг, в отличие от нынешнего генсека Андерса Фог Расмуссена, не занимался тайными записями их бесед (данный скандал вскрылся относительно недавно и взаимопониманию между сторонами, разумеется, не способствовал).

К чести брюссельских партнеров Москвы, бесперспективность угроз и важность сотрудничества они вполне осознают. И призыв Путина помочь Киеву, который задолжал Москве 2,2 млрд долларов за газ, кажется, был услышан. Да, резонные опасения президента РФ, что такая ситуация «ставит под сомнение надежность транзита в Европу» (ибо практика Киева в случае финансовых проблем забирать из труб топливо, предназначенное для третьих стран, широко известна), сперва будто бы пытались не заметить, но недавно еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер подтвердил справедливость слов российского лидера: Европа должна помочь Украине найти возможность расплатиться с долгами, чтобы «преодолеть возможный газовый кризис и обеспечить энергобезопасность на будущую зиму». Параллельно он предостерег государства ЕС от сокращения контактов с Россией в энергетической сфере, хотя и призвал искать пути диверсификации поставок. Россия на этот случай уже подстраховывается и ведет активные переговоры с Китаем, который также заинтересован в «голубом топливе». В этом свете скорый визит Путина в Поднебесную приобретает особое стратегическое значение.

Станислав БОРЗЯКОВ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем