Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 3 (87) Номер 87 2014
Рубрика: СТРАНА И МИР

На пути к новым вершинам интеграции

В самом конце прошлого года руководителями России, Белоруссии и Казахстана было принято решение подписать договор о Евразийском экономическом союзе не позднее мая 2014 года, с тем чтобы передать его на ратификацию в парламенты наших стран, у которых будет достаточно времени, чтобы до конца года провести все необходимые ратификационные процедуры, для того чтобы Евразийский экономический союз начал работу в полномасштабном формате с 1 января 2015 года. И вот близится к завершающей фазе работа над проектом Договора. Ожидается, что уже в мае будет дан старт выполнению внутригосударственных процедур по договору о Евразийском экономическом союзе.

Издание «ВВП» неоднократно отмечало, что интеграционные процессы в Евразии многим обязаны рациональной и прагматичной позиции руководства Республики Казахстан. Роль президента страны Нурсултана Назарбаева как одного из главных инициаторов постсоветской интеграции общепризнана, не зря его называют «архитектором ЕАЭС».

В середине апреля в Москве прошли трехсторонние переговоры Дмитрия Медведева, премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича и вновь назначенного на пост премьер-министра Казахстана Карима Масимова; на 29 апреля запланирована встреча президентов России, Казахстана и Белоруссии в Минске.

ФИНИШНАЯ ПРЯМАЯ ЕАЭС

В Москве в рамках подготовки к саммиту руководителей стран Таможенного союза и заседания Высшего совета этого объединения шел очень конструктивный разговор об итогах работы различных комиссий в прошлом году. Повестка дня трехсторонних переговоров включала основные вопросы развития евразийской интеграции и подготовку проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Эксперты, активизировав усилия, практически завершили работу над «отраслевой частью» договора. Основная институциональная часть договора, определяющая международно-правовой статус, задачи, механизмы деятельности будущего союза, базовые принципы евразийского интеграционного процесса, согласована уже давно. Философия евразийской интеграции понятна – приверженность справедливому и взаимовыгодному сотрудничеству на равноправной основе, стремление к всемерному развитию экономик наших государств, укреплению их конкурентоспособности и самое главное – нацеленность на повышение благосостояния граждан стран – членов Евразийского экономического союза.

В период незавершившегося глобального кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс. Дело в том, что необходимость создания ЕАЭС определяется, с одной стороны, взаимодополняемостью экономик, сложившейся структурой товарооборота, а с другой – относительно низким глобальным совокупным спросом на товары взаимной торговли в условиях сохраняющихся проблем в мировой экономике. Но не следует забывать, что интеграция должна носить устойчивый и долгосрочный характер вне зависимости от текущей политической или экономической конъюнктуры. «У взаимодействия в формате тройки вполне конкретный результат – это сокращение барьеров во взаимной торговле, которая, частично во всяком случае, может компенсировать снижение спроса на внешних рынках, смягчить некоторые последствия финансового кризиса», – отметил Дмитрий Медведев.

В целом за последние три года товарооборот Таможенного союза вырос более чем на 30%, а Казахстан и Белоруссия вышли на третье место во внешнеторговом балансе России после ЕС и Китая. При этом улучшается структура взаимной торговли за счет повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. «Таможенный союз, – говорит председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, – способствует повышению качественной структуры нашего торгового взаимодействия и служит дополнительным драйвером для экономики».

В начале этого года по различным причинам наметилось некоторое сокращение товарооборота между тремя братскими странами, но, с другой стороны, ряд крупных проектов в области промышленности, энергетики, сельского хозяйства активно развиваются, и это очень хороший признак. Лидерам наших стран необходимо определить конкретные обязательства стран «тройки» по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы с особым акцентом на вопросы изъятий из общего торгово-инвестиционного режима, которые будут сокращаться и сведены до минимума.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА ДЛЯ ВСЕХ

«Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство», – заявил Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». «Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз, – отметил Президент Республики Казахстан. – При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Политический суверенитет не будет ущемляться».

Это очень важный момент: цель нового объединения дружественных стран – экономическая интеграция; политические вопросы здесь далеко не на первом плане. Прагматическая идеология евразийской интеграции базируется именно на разностороннем углублении экономического сотрудничества. И это сотрудничество с созданием Евразийского экономического союза выходит на качественно новый этап. «Я убежден, что в ХХI веке другой стратегически выгодной альтернативы евразийской интеграции нет», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев, выступая на на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана в апреле.

При этом важно понимать, что реальные, практические достижения евразийской интеграции налицо уже сейчас. Деятельность Таможенного союза, проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного перемещения товаров на территории ТС – все это, вне сомнений, принесло положительные результаты. Так, на декабрьском заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которое было посвящено актуальным вопросам дальнейшего развития ТС и ЕЭП, обсуждалось формирование общего электроэнергетического рынка государств – членов Таможенного союза и ЕЭП.

Совместная работа в рамках ТС – яркий пример высокого уровня интеграции между его участниками, их приверженности эффективным и равноправным партнерским отношениям. Важное достижение – отмена таможенного контроля на границах между странами Таможенного союза: это, вне сомнений, дает бизнесу трех стран возможность ощутить снижение административной нагрузки и ощутимо способствует развитию взаимной торговли.

Эксперты сходятся во мнении, что потенциал Единого экономического пространства, в рамках которого обеспечиваются свобода передвижения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, весьма значителен. Создание ЕЭП предоставило казахстанскому бизнесу дополнительные широкие возможности для снижения транзакционных издержек. Это, разумеется, приводит к значительной экономии оборотных средств, которые могут быть инвестированы в развитие бизнеса.

Еще одно существенное преимущество экономической интеграции – унификация тарифов. Уже с начала прошлого года всеми государствами-участниками ЕЭП применяется унифицированный тариф на услуги по железнодорожной перевозке грузов. Унификация тарифов способствует прозрачности их применения, созданию равных конкурентных условий для товаров и производителей; это представляет особый интерес для казахстанских грузоотправителей.

Очень большое значение имеет введенный государствами ЕЭП с 1 января режим взаимного доступа к государственным закупкам. Это предоставляет поставщикам из РК возможность участвовать в государственных и муниципальных закупках РФ и РБ наравне с российскими и белорусскими компаниями. Рынок госзакупок стран-партнеров превышает казахстанский рынок более чем в 25 раз, предоставляя очевидный потенциал для развития отечественного бизнеса.

Одной из основных целей участия Казахстана в Евразийской интеграции является привлечение инвестиций в различные секторы экономики страны; особую важность представляют здесь инвестиции в обрабатывающую промышленность. Показателен рост объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). С момента создания Таможенного союза объемы ПИИ в обрабатывающую промышленность Казахстана увеличились почти вдвое. В целом объемы ПИИ за этот период выросли более чем на треть.

На уровне Правительства РК принимаются меры по поддержке отечественных товаропроизводителей, в том числе в рамках Плана действий по продвижению и защите интересов отечественных производителей в рамках ЕЭП и ВТО, а также таких программ, как «Экспорт 2020», предусматривающей выплату предпринимателям компенсации расходов по размещению производства или производственного филиала на территории РФ.

По итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета, состоявшегося в октябре прошлого года, определена необходимость устранения имеющихся барьеров и ограничений доступа на рынки стран – членов Таможенного союза и ЕЭП. Обозначены конкретные сроки для определения государствами мер, необходимых для их устранения.

В свое время Карим Масимов описал Евразийский союз как подобие Евросоюза, только без его недостатков. Совсем недавно эту мысль подтвердил и Виктор Христенко, отметив в своем апрельском докладе на Восточном форуме в Берлине, что комиссия очень внимательно относится к опыту Евросоюза – не только как к крупнейшему торговому партнеру стран-членов Таможенного Союза, но и как к образцу интеграционного объединения: «Сегодня ключевая задача ТС – углубление экономической интеграции. Мы стремимся не повторить ошибок наших коллег из других интеграционных объединений, когда широта была поставлена во главу угла – в ущерб глубине».

ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«Глобальный опыт интеграции, – говорит Нурсултан Назарбаев, – показывает: объединение усилий, во-первых, приносит долгосрочные экономические дивиденды всем государствам, обеспечивает более прочную безопасность (это видно невооруженным глазом) и повышает благосостояние народов, которые работают в этом объединении. Из-за этих трех пунктов все государства добровольно участвуют в интеграционных процессах, именно поэтому мы создаем Евразийский экономический союз».

Трудности еще есть, и их много. Например, казахстанская Экибастузская ГРЭС продает электроэнергию в Россию по более низкой цене, чем на казахстанский рынок, а западные области Казахстана, испытывающие дефицит электроэнергии, получают ее по высокой цене из России. Цены на авиабилеты из Москвы в Астану вдвое дороже, чем на рейс из Москвы в расположенную рядом Караганду, а цена авиабилета между столицами Казахстана, России и Беларуси, практически одинакова, а в некоторых направлениях даже дешевле, чем проезд в купейном вагоне по тому же маршруту. ТС и ЕЭП должны выяснить причину такой разницы в тарифах. Есть и проблема «параллельного импорта», легализация которого за счет развития конкуренции между независимыми поставщиками и официальными дилерами позволит значительно снизить цены на импортируемые брендовые товары. Различаются в наших странах акцизы на табак и алкоголь.

Но мы видим, что эти проблемы – нормальные и естественные. Мы – братские народы Белоруссии, Казахстана и России – притираемся друг к другу. И никогда не следует забывать, что ЕАЭС, помимо экономических и инфраструктурных преимуществ, обладает важнейшим преимуществом в части отстаивания интересов каждого государства в современном высококонкурентном мире – тесными связями между людьми. Так было и так должно продолжаться впредь.

Эдуард МАРЫГОВ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем