Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 1 (85) Номер 85 2014
Рубрика: СТРАНА И МИР

Леонид Слуцкий: «Евразийская интеграция развивается не только вглубь, но и вширь»

В этом году должно произойти подписание и последующая ратификация всеобъемлющего договора о создании Евразийского экономического союза, что станет ключевым событием в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве. О последних шагах навстречу новому этапу евразийского интеграционного процесса рассказывает в своей новой статье председатель Комитета Государственной думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид СЛУЦКИЙ.

РЕШАЮЩИЙ ГОД И ПРОБЛЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Наступивший год станет решающим для евразийской интеграции. Именно в 2014 году, в соответствии с решениями октябрьского Высшего евразийского экономического совета, будет подписан и ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе, обеспечено поэтапное решение проблем, связанных с достижением на общем пространстве полной свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе евразийская интеграция наконец-то получит необходимую международную правосубъектность. При этом важнейшими органами новой международной организации станут Евразийская экономическая комиссия и Евразийский суд.

Отдельно хочу в очередной раз остановиться на вопросе о парламентском измерении союза, которое пока по-прежнему находится в стадии дискуссии. Позволю себе выразить уверенность в том, что стороны обязательно придут к его решению – в соответствии с международной практикой и особенностями евразийской интеграции. При этом важно отметить еще один момент: актуальность создания парламентского органа Евразийского экономического союза существенно возрастает в связи с грядущим упразднением наряду с рядом других органов ЕврАзЭС его Межпарламентской ассамблеи. Это связано с вхождением значительной части договорно-правовой базы Евразийского экономического сообщества в Договор о Евразийском экономическом союзе. Напомню, что инициатором предложения устранить дублирование ЕврАзЭС с создаваемым Евразийским экономическим союзом стал один из отцов интеграции на постсоветском пространстве, президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Он же, основоположник евразийской интеграции на ее современном этапе, предложил в своей статье «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего» («Известия», 25.11.2011) идею Евразийской парламентской ассамблеи – «наднационального органа, объединяющего парламентариев наших стран».

На сегодняшний день работа по гармонизации и унификации законодательства государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (Беларуси, Казахстана и России) ведется парламентами этих стран. Считаю, что для законотворческой деятельности национальных парламентов в этом направлении крайне важно с максимальной полнотой учитывать решения Высшего евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии. В этих целях можно было бы в качестве регламентной нормы будущей Ассамблеи предусмотреть проведение обязательной экспертизы поступающих законопроектов на их соответствие евразийской нормативно-правовой базе.

ВГЛУБЬ И ВШИРЬ

Идея евразийской интеграции привлекает все большее число сторонников. Важным итогом прошедшего года стало то, что к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству (а в перспективе и к полноценному членству в Евразийском экономическом союзе) официально подключаются Армения и Кыргызстан. Таким образом, можно констатировать, что евразийская интеграция развивается не только вглубь, но и вширь. Разумеется, Федеральное собрание РФ, Государственная дума придают такому развитию приоритетное значение. Еще в апреле прошлого года в Госдуме были проведены специальные парламентские слушания по данному вопросу, были выработаны конкретные рекомендации для министерств и ведомств РФ, Евразийской экономической комиссии. А в ноябре в Бишкеке и Ереване успешно прошли совместные заседания Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками с профильными комитетами парламентов Киргизии и Армении, посвященные вопросам разработки дорожных карт по вступлению этих стран в Таможенный союз. Мы предполагаем дальнейшее сотрудничество в плоскости парламентской дипломатии на этом важном направлении.

Киргизия действительно очень быстрыми шагами движется к участию в евразийском проекте. Одним из практических шагов на этом пути стало подписанное в январе российско-киргизское соглашение о передаче «Кыргызгаза» «Газпрому», которое уже прошло ратификацию в Государственной думе. Это инфраструктурно значимое соглашение, которое является шагом по созданию единой газораспределительной системы стран-участниц будущего Евразийского экономического союза. Ратификация соглашения позволит «Газпрому» сохранить в рабочем состоянии газотранспортную систему Кыргызстана, а также снизить цену на газ для конечных потребителей в этой стране в два-три раза. «Газпром» обязуется инвестировать в модернизацию и реконструкцию газовой киргизской инфраструктуры не менее 20 млрд рублей.

Не могу не сказать несколько слов о прошедшем в Госдуме в самом конце прошлого года заседании неформального посольского клуба, на котором обсуждались вопросы евразийской интеграции. Вопросы расширения межгосударственного сотрудничества в рамках евразийского проекта депутаты профильного комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками обсудили с послами стран СНГ. Речь идет о неформальном посольском клубе, в работе которого принимают участие не только представители России, Белоруссии и Казахстана, но и других стран Содружества, где «наблюдается повышение интереса к процессам евразийского строительства».

Участники встречи констатировали, что 2014 год должен стать решающим на пути к Евразийскому экономическому союзу. Мы, что называется, находимся на этапе сверки часов – при этом будущий Евразийский союз открыт для присоединения других участников. Хочу еще раз повторить мысль, озвученную в предыдущей статье для издания «ВВП»: мы рассчитываем, что к участию в интеграционных процессах в той или иной степени присоединятся и другие государства постсоветского пространства, к примеру Азербайджан и Грузия.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И УКРАИНА

После подписания в мае прошлого года Меморандума «Об углублении взаимодействия Украины и Евразийской экономической комиссии» появились определенные предпосылки и по евразийскому выбору Украины. Напомню, что Украина и сейчас является участником соглашения «О Едином экономическом пространстве Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины». Это соглашение в 2004 году было синхронно ратифицировано Государственной думой и Верховной радой Украины и имеет (о чем многие склонны забывать) высшую юридическую силу относительно национального законодательства каждой из стран.

Разумеется, мы не хотим делать упор на международные обязательства Украины: речь идет, прежде всего, об очевидных социально-экономических преимуществах для населения и экономики братской для нас страны от участия в евразийском проекте. Уверен, что в отмене пограничного и таможенного контроля заинтересовано большинство населения и России и Украины. Порядка трех миллионов украинцев постоянно работают в России, а десятки миллионов граждан наших стран имеют родственные связи. Так что решения украинского руководства (в том числе, в рамках реализации соглашений между нашими странами, достигнутыми в конце прошлого года) о принятии широкого комплекса мер по существенному улучшению экономических связей с Россией и другими членами Таможенного союза можно только приветствовать.

При этом важно подчеркнуть, что евразийская интеграция базируется на принципах суверенитета, равенства и добровольности. Чего нельзя сказать о принципах, заложенных в проекте соглашения об ассоциации Украины с ЕС: согласно этому проекту, создаваемые органы ассоциации обязаны работать именно в правовом поле юрисдикции законодательных актов Евросоюза. Так что в ноябрьском решении кабинета министров Украины о приостановлении работы над соглашением об ассоциации как минимум прослеживается вполне очевидная логика.

С ноября мы наблюдали беспрецедентное давление на Украину со стороны западных стран и отдельных политиков. Складывается впечатление, что подписание соглашения об ассоциации преследует только одну цель – не дать Украине осуществить евразийский выбор и вступить в Таможенный союз.

То, что происходит на Украине последние три месяца, вызывает у депутатов Государственной думы серьезную обеспокоенность, нашедшую свое отражение в двух заявлениях. Мы находимся в ежедневном контакте со своими коллегами в Верховной раде, следим за происходящими там событиями, и, разумеется, нас очень беспокоят возрастающий масштаб конфликта, попытки силового свержения легитимной власти, гражданское противостояние, оборачивающееся кровопролитием и жертвами, актами вандализма. Ответственность за эскалацию напряженности помимо радикалов напрямую лежит, повторюсь, и на западных политиках, которые грубо вмешиваются во внутренние дела и фактически подстрекают к свержению законного режима. Поэтому мы сочли необходимым еще раз предупредить о недопустимости внешнего давления на страну и призвать наших (как я их называю) «стратегических друзей» прекратить любое содействие раздуванию противостояния на Украине.

Хочу особо отметить, что для Запада участие или неучастие Украины в евразийском проекте, начиная с Таможенного Союза, является своего рода «моментом истины». Те силы, которые пытаются в XXI столетии построить на планете однополярный мир, не могут допустить успешного создания Евразийского экономического союза – в недалеком будущем мощного игрока в мировой архитектуре XXI столетия. А сотрудничество Украины в рамках евразийского проекта говорит о том, что даже новые страны европейской ориентации вполне могут на основании экономических соображений поляризоваться на участие в процессах построения Евразийского союза.

В очередной раз подчеркну: евразийский и европейский векторы развития сочетаемы, а вовсе не противонаправлены (как утверждают западные эксперты). Об этом неоднократно заявлял в своих выступлениях председатель Государственной думы России С.Е. Нарышкин. Такую сочетаемость демонстрирует Армения и, возможно, скоро продемонстрирует Украина. Но наши «стратегические друзья» на Западе никак не могут этого допустить. Поэтому через различные НПО они финансируют провокации, которые выливаются в уличные беспорядки, погромы, никак не сочетающиеся с цивилизованной европейской идеей, к которой так настойчиво призывают Украину.

Последние события в Киеве, звучащие извне угрозы в адрес участников евразийской интеграции, откровенные попытки помешать их геополитическому выбору однозначно свидетельствуют о безусловном успехе ТС и ЕЭП. В мире формируется новый серьезный геополитический блок – Евразийский экономический союз, и сейчас на нас лежит особая, историческая ответственность. Мы обязаны создать эффективный, взаимовыгодный Евразийский экономический союз, который объединит не только глав государств, чиновников и депутатов, но и сами народы наших стран.


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем