Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 5 (83) Номер 83 2013
Рубрика: СТРАНА И МИР

Попытка заручиться индульгенцией

Губернаторы зачастили на Старую площадь: в регионах и в Кремле обсуждается возможность переноса части губернаторских выборов 2015-2016 годов на 2014-й. И если со стороны Кремля желание объяснимо стремлением развести губернаторские и думские кампании (следующие выборы в Госдуму, по плану, должны пройти как раз в 2016 году) и снизить число избираемых губернаторов в 2015-м (сейчас, по плану, их более двадцати), то желание руководителей субъектов избраться досрочно или вовсе покинуть пост обусловлено гораздо более эгоистичными мотивами. Ухудшение социально-экономической обстановки и демонстрация со стороны федерального центра повышенного спроса с региональных руководителей вызывают у многих губернаторов тягу быстрее проскочить избирательное горнило и тем самым получить гарантии безопасности собственного поста на один-два года вне зависимости от положения дел и исполнения майских указов президента Владимира Путина. Кроме того, ухудшение результатов партии власти на выборах в законодательные собрания (по сравнению с прошлыми региональными кампаниями) 8 сентября порождают у губернаторов желание оседлать последнюю инерционную волну относительно высокой поддержки власти.

Всего в 2014 году истекают полномочия у 11 губернаторов. Плановые выборы пройдут в республиках Алтай, Коми, Удмуртия, Алтайском крае, Астраханской, Воронежской, Кировской, Курганской, Орловской, Псковской областях и Ненецком автономном округе. Также выборы пройдут в Ивановской области и Ставропольском крае – их главы досрочно оставили свои посты. Не исключено, что досрочно и без права на перевыборы могут покинуть свои посты главы Калининградской, Ярославской, Мурманской, Курской и некоторых других областей.

ПОСЛЕВЫБОРНЫЙ ФОН В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ

Самыми обсуждаемыми региональными событиями октября стали беспорядки в московском районе Западное Бирюлево и теракт в Волгограде. Реакция москвичей на убийство, совершенное выходцем из Азербайджана, вылилась в массовые беспорядки в районе, населенном мигрантами, и отразилась в федеральной повестке обсуждения миграционной политики. Госдума в считаные дни приняла законопроект об ответственности региональных руководителей за проблемы межнациональных отношений в регионе. Мэр Москвы Сергей Собянин в ответ перешел к популистским заявлениям и впервые за три года руководства городом обозначил жесткую позицию по миграционному вопросу: поддержал, хоть и с оговорками, введение визового режима с государствами Средней Азии, заявил о нецелесообразности культурной интеграции рабочих мигрантов и одобрил массовые проверки торговых точек. Впрочем, и у коллег Собянина по Центральному федеральному округу проблем хватает. Так, Московская область стала следующей жертвой мигрантской проблемы Москвы: из-за наплыва арендаторов с закрытой овощебазы в Бирюлево временно закрылась овощная база в Долгопрудном. Кроме того, оказались обеглавлены Солнечногорский район и администрация Балашихи: их руководители ушли в отставку. Уверенную победу губернатора Андрея Воробьева на выборах 8 сентября омрачили скандальные события вокруг главы города Видное и не менее скандальное возбуждение уголовного дела против переизбранного мэра по подозрению во взятке. Уверенное лидерство в скандальности регионов продолжает держать Ярославская область, за которой помимо прочего тянется шлейф ареста мэра Евгения Урлашова. Так, октябрь ознаменовался арестом второго популярного муниципального лидера в регионе – мэра Рыбинска Юрия Ласточкина, набравшего на последних выборах более 80% голосов избирателей. Силовое устранение популярных и недружественных областному руководству лидеров муниципалитетов может сыграть на руку губернатору Сергею Ястребову в случае, если он все-таки будет переизбираться, но сильно вредит политической стабильности в регионе. Кроме того, за последний месяц были возбуждены уголовные дела в отношении председателя облизбиркома и директора ОАО «Ярославская городская сеть», а конец октября ознаменовался скандалом на футбольном матче «Шинник – Спартак», где фанаты московской команды развернули на трибуне флаг с изображением свастики. В Тверской области КПРФ и несколько общественных организаций начали сбор подписей за отставку губернатора Андрея Шевелева.

Второе место по политической нестабильности можно отдать Уральскому федеральному округу, а точнее Свердловской области, где 8 сентября выборы мэра Екатеринбурга выиграл глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. Провал кандидата от власти признан личной ошибкой губернатора Евгения Куйвашева, сделавшего ставку на заведомо проигрышного кандидата Якова Силина и не пожелавшего договориться с более популярным политиком, кандидатом от «Справедливой России» Александром Бурковым. Жертвой неудачной кампании пал влиятельный замглавы областной администрации Алексей Багаряков, а губернатор поспешил выразить публичную поддержку и содействие избранному мэру. Сити-менеджер Екатеринбурга, действующий глава администрации Александр Якоб, был назначен при поддержке и мэра, и губернатора. Временно приутих и разгоревшийся летом конфликт губернатора с полпредом УрФО Игорем Холманских. Челябинский губернатор Михаил Юревич оказался под ударом критики депутата Госдумы от «Справедливой России» Дмитрия Гудкова (получившей неожиданную поддержку в СМИ и блогосфере) и под расследованием о деятельности его родственников. При этом сама область готовится к сокращениям персонала на металлургических и машиностроительных предприятиях в связи со снижением спроса на продукцию. Глава Курганской области Олег Богомолов, вероятнее всего, не пойдет на следующие выборы, а в числе претендентов на его смену называют выходца из «Уралвагонзавода». Также не исключено, что именно этот регион будет отдан в руководство представителю КПРФ – компартия сейчас единственная из парламентский партий, у которой нет «своего» губернатора (не исключено, впрочем, что коммунистам «сдадут» Орловскую область).

В Приволжском федеральном округе отличились Башкирия, где прошли обыски в региональном отделении «Единой России», и Татарстан, где бывший президент Минтимер Шаймиев заявил о нежелании республики переименовывать должность президента республики. Отдельный интерес в ПФО представляет судьба губернатора Кировской области, экс-лидера СПС Никиты Белых, чьи полномочия истекают в следующем году. Сам он публично не отказывался от идеи второго срока, но энтузиазма к продолжению работы не проявляет. Северо-Западный федеральный округ может в очередной раз лишиться главы Калининградской области. Проблемы последнего заключаются в стабильном конфликте с мэром Калининграда и низкой популярности в регионе. Главным событием в Дальневосточном федеральном округе стало наводнение в Комсомольске-на-Амуре, после которого руководство Хабаровского края было подвергнуто критике премьер-министра Дмитрия Медведева за недостаток внимания к пострадавшим.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСИЛИТСЯ

Внутриэлитные конфликты и политические скандалы, вероятно, не обращали бы на себя столько внимания федерального центра, если бы не слабая хозяйственная деятельность руководителей субъектов. Федеральный центр продемонстрировал усиление заинтересованности в решении проблем, связанных с состоянием региональных экономик, что выразилось, например, в создании отдельного министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также должности вице-премьера по развитию Дальнего Востока. Министр финансов Антон Силуанов и вовсе предложил ввести для губернаторов ответственность за доведение региона до банкротства.

В правительстве уже готовятся поправки в Бюджетный кодекс РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Изменения предполагают, что в случае, если объем просроченных долговых и бюджетных обязательств региона превысит 10% от общего объема доходов (налоговых и неналоговых), губернатор такого региона должен будет заключить соглашение с Минфином о мерах по восстановлению платежеспособности и утвердить план по восстановлению платежеспособности в законодательном собрании. В случае если план не будет реализован, президент сможет поставить вопрос о доверии такому губернатору.

По данным Минфина на 1 августа текущего года, наибольшую задолженность среди регионов имели: в ЦФО – Москва – 176 млрд рублей, Тверская область – 20,8 млрд рублей и Рязанская область – 20,7 млрд рублей; в СЗФО – Вологодская область – 28,1 млрд рублей, Архангельская область – 23 млрд рублей и Санкт-Петербург – 20,6 млрд рублей; в ЮФО – Краснодарский край – 80,9 млрд рублей и Волгоградская область – 28,9 млрд рублей; в СКФО – Ставропольский край – 13 млрд рублей; в ПФО – Татарстан – 85,5 млрд рублей, Нижегородская область – 42 млрд рублей и Саратовская область – 40,8 млрд рублей; в УФО – Свердловская область – 18,3 млрд рублей; в СФО – Кемеровская область – 32,4 млрд рублей, Красноярский край – 31,4 млрд рублей и Омская область – 22,9 млрд рублей; в ДФО – Якутия – 19,5 млрд рублей и Амурская область – 16 млрд рублей.

У некоторых регионов долг приближается к законодательно установленному максимуму в 100% собственных доходов: у Мордовии (171,8% – если учитывать бюджетные кредиты), Северной Осетии, Костромской, Рязанской, Саратовской, Белгородской, Вологодской областей. В зоне риска около 30 регионов, у которых долг выше 30%, у 15 – выше 50%. За последние четыре года объем долга региональных и муниципальных органов власти вырос почти в два раза. Причины – в налоговых льготах и падении поступлений от налогов на прибыль, главной составляющей региональных бюджетов. Кроме того, лишь несколько регионов вроде Татарстана или Калужской области могут похвастаться стабильным привлечением инвестиций. Тяжелым испытанием для субъектов станет и обязательство, согласно майским указам Путина, по увеличению зарплат учителей и врачей пропорционально росту средней зарплаты в регионах.

По данным Минрегиона, за январь-сентябрь 2013 года дефицит бюджета отмечен в 58 субъектах Российской Федерации (за аналогичный период 2012 года – 28 регионов). Общий объем государственного долга субъектов составил 1407,5 млрд рублей с тенденцией роста к началу года на 4,1%.

В общем рейтинге социально-экономического развития субъектов от Минрегиона первые места стабильно занимают Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, последние – Ярославская область, Тыва, Вологодская и Орловская области.

КРИТЕРИИ И ПРИОРИТЕТЫ

Именно зависимость от денег федерального центра не позволяет главам регионов полностью осознать ответственность за избираемость поста. Успешность губернаторов определяется по тому, насколько удачно им удается выпрашивать деньги в Москве. В Москве же до сих пор не определились с возможностью адекватно оценить работу губернаторов. Первый список критериев для оценки губернаторов федеральными чиновниками был введен указом президента Владимира Путина еще в 2007 году. В нем было 43 критерия. Постепенно стараниями исполнителей к 2012 году список вырос до 300 пунктов, в результате чего региональные администрации тратили большую часть своего времени на составление формальных отчетов для Минрегиона.

Сейчас эффективность работы губернаторов оценивается по 12 критериям, установленным в прошлом году указом президента, а в этом году Минрегион предложил добавить к перечню еще один – межнациональные и межконфессиональные отношения в субъектах РФ.

В критерии оценки работы региональных органов исполнительной власти, в частности, включены такие показатели, как реальные денежные доходы населения, оценка населением деятельности местных властей, а также количество проваливших ЕГЭ выпускников. Учитывать предлагается такие критерии, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении в субъекте Российской Федерации, численность населения в регионе, смертность, объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, объем продукции и услуг, производимых региональными предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями.

Но и этого оказалось недостаточно: недавно управление делами президента подписало 30 контрактов на проведение научно-исследовательских работ по направлению: «разработка критериев, методики и механизмов оценки профессиональных компетенций лиц, занимающих руководящие должности в органах власти субъектов Российской Федерации».

Впрочем, формальный централизованный подход к оценке эффективности региональных властей в итоге оказывается для части руководителей ложным сигналом к действию. Так, выступая на семинаре для губернаторов, организованном Сбербанком совместно с администрацией президента, президент Сбербанка Герман Греф рассказывал руководителям субъектов следующую историю: назначенный губернатор-«варяг» начал работу в регионе с того, что запустил масштабное строительство и ремонт дорог (дороги нужны везде, рассудил руководитель). Спустя месяц опросы общественного мнения в регионе показали падение его рейтинга на 20%. В Москве ему посоветовали написать пять приоритетных, по его мнению, проблем для региона и провести опрос среди населения о том, какие именно вопросы они считают наиболее актуальными. Из пяти топовых проблем у губернатора и жителей совпал только один – приоритетным граждане называли вопрос чистой воды, дороги же волновали меньшее количество населения. Вывод, который было предложено сделать губернатору по итогам этого рассказа, – для начала следует ориентироваться на потребности населения, а потом на собственные представления об эффективности. Этот же промах – нежелание заострять внимание на том, что действительно волнует москвичей, – использовали в ходе избирательной кампании оппоненты столичного градоначальника Сергея Собянина. Выдвиженец партии «РПР-Парнас» Алексей Навальный сразу же перехватил самую популярную «мигрантскую» повестку, а действующий градоначальник подвергался критике с тем, что игнорировал вопрос предыдущие несколько лет.

В период введения прямых выборов глав субъектов, хоть и ограниченных муниципальным фильтром и выжженным конкурентным полем, единственным эффективным критерием оценки для губернаторов остается уровень социального самочувствия населения и одобрения деятельности руководства жителями региона. Именно поэтому со стороны Кремля неоднозначно звучало предложение сделать единый рейтинг губернаторов, в основе которого лежали бы адекватные социологические опросы.

Так, возглавляемый экс-главой управления по внутренней политике АП Константином Костиным Фонд развития гражданского общества в августе представил рейтинг социального самочувствия регионов, составленный как раз на основе опросов общественного мнения. В число аутсайдеров вошли Волгоградская область, республика Карелия, Курская область, Курганская, Костромская, Архангельская, Мурманская области – некоторые их них уже оцениваются как потенциальные кандидаты на смену власти.

Высокий уровень поддержки населения – единственная гарантия сохранения вертикали власти. Так, более чем 80-процентный рейтинг губернатора Воронежской области Алексея Гордеева и его поддержка малопопулярного кандидата от власти на выборах мэра Воронежа помогла победить сильного оппонента от «Партии Зеленых» без громких фальсификаций и скандалов. Ежедневные разъезды по региону, встречи с избирателями и налаженный механизм обратной связи помогли одержать эффектную победу и.о. главы Подмосковья Алексею Воробьеву.

Слабая же поддержка населением и элитами для руководителей в итоге чревата потерей контроля в регионе. Лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров недавно сделал заявление о захвате власти в субъектах Федерации местными силовиками. «Происходит это чаще там, где назначенцы федерального центра – слабые губернаторы. В таких субъектах «работу» с сильными политическими оппонентами с подачи губернаторов берут на себя силовики, – написал в своем блоге Прохоров – А потом из-за слабости государства на местах «заказчики» (губернаторы) сами оказываются не у дел».

«Вам нужно не только похлопывать друг друга по плечам и поздравлять друг друга, а осознать, что на этих плечах лежит огромная ответственность за судьбы людей, а это огромные регионы, большие», – заявил Владимир Путин после сентябрьских выборов. После принятия федерального бюджета бюджетный процесс начнется в региональных заксобраниях – главам субъектов было бы полезнее посвятить время бюджету, чем обиванию кремлевских порогов.

Олег ПОЛИКАРПОВ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем