Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 3 (81) Номер 81 2013
Рубрика: СТРАНА И МИР

Не просто соседи

В концепции внешней политики России отношения со странами СНГ определены как наиболее важные и приоритетные. Ранее Владимир Путин дал понять, что построение Евразийского союза он видит одной из основных своих задач в рамках третьего срока. Спустя год после инаугурации Путина издание «ВВП» решило проследить за тем, как развивается сотрудничество России с другими странами постсоветского пространства.

Описывать состояние отношений России с каждой из соседских республик особого смысла нет. Так, с Арменией у РФ отношения стабильно хорошие, с Молдавией находятся в состоянии стагнации, с Грузией возможен ряд прорывов, обусловленных сменой власти в Тбилиси (эту тему издание «ВВП» подробно разбирало в одном из недавних номеров). Что до одного из самых близких, но в тоже время самых капризных партнеров РФ – президента Белоруссии Александра Лукашенко, – с момента создания ТС и ЕЭП он демонстрирует покладистость (если не считать его категорического нежелания объединять МАЗ и КамАЗ в единый автозавод). В марте в Стрельне между президентами состоялись обстоятельные переговоры, по итогам которых Лукашенко наградил Путина орденом Дружбы народов.

ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ

Казахстан, возможно, самый главный и стабильный союзник России не только в СНГ, но и во всем мире. Вклад Астаны и лично Нурсултана Назарбаева в создание ТС и ЕЭП огромен. В этом году может быть заключено соглашение о создании единой региональной системы ПВО двух стран, а на осень запланировано подписание нового договора о дружбе и сотрудничестве между Москвой и Астаной. При этом обращает на себя внимание тот факт, что Россию и Казахстан как будто пытаются поссорить. К примеру, был брошен слух, что Казахстан изменил свой внешнеполитический курс и теперь намерен развивать отношения, прежде всего, с Турцией. Однако секретарь президента Казахстана Даурен Абаев это опроверг. «Все упреки и домыслы о том, что Казахстан якобы сменил внешнеполитические ориентиры, не имеют под собой абсолютно никаких оснований», – отрезал он. Параллельно в прессе стали обсуждаться заявления некоторых казахстанских чиновников и делались выводы о том, что Россию могут выдавить из арендуемого ею Байконура. Скандал нарастал, и урегулировать проблему пришлось лично Путину и Назарбаеву, что они и сделали. По итогам переговоров в Кремле президенты сообщили, что руководители космических ведомств нашли взаимоприемлемые решения по использованию космодрома Байконур.

Помимо Казахстана самые беспроблемные отношения в среднеазиатском регионе у России с Киргизией – это надежный партнер по ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, а в перспективе по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Путин лично пообещал Бишкеку помощь по вступлению в ТС и ЕЭП. Имеются договоренности и о том, что Россия модернизирует киргизские вооруженные силы и предоставит республике финансовую помощь в размере 25 млн долларов для преодоления бюджетного дефицита. А вот Узбекистан, в отличие от Киргизии, партнер капризный. Он уже неоднократно менял свой геополитический вектор, сближаясь то с РФ, то с США и играя на противоречиях. С одной стороны, недавно Ташкент принял выгодное для РФ решение присоединиться к зоне свободной торговли в рамках СНГ, с другой, Россия, устав от несговорчивости узбеков, явно сделала ставку на сотрудничество с Таджикистаном. Дело в том, что Узбекистан и Таджикистан ревниво относятся друг к другу и иметь стратегическое партнерство одновременно с Ташкентом и Душанбе почти невозможно. Проблема, однако, в том, что и на таджикском направлении все не так гладко, как хотелось бы.

В октябре прошлого года президент России провел в Душанбе весьма результативные переговоры с коллегой – Эмомали Рахмоном. Главным событием стало подписание соглашения об условиях пребывания на территории республики 201-й российской военной базы вплоть до 2042 года (с возможностью продления договора еще на пять лет). Россия получает эту базу практически безвозмездно, в ответ обязуясь помочь деньгами на модернизацию таджикской армии (по той же системе, что и с Киргизией) и облегчить таджикским гастарбайтерам миграционный режим. Свои обязательства Москва выполнила (к примеру, срок регистрации для мигрантов из Таджикистана продлен с 7 до 15 дней). Однако Душанбе медлит с ратификацией договора, пытаясь выбить из РФ дополнительные бонусы – инвестиции в гидроэнергетику республики и дополнительные 200 млн долларов для армии. Это обстоятельство крайне нервирует Кремль.

В принципе, у России есть очень существенный рычаг давления на Таджикистан – все те же мигранты. Их переводы на родину составляют почти половину от ВВП республики. В последнее время прозвучало несколько сообщений, согласно которым Москва может и усложнить жизнь гостям из Средней Азии. Так, с начала 2015 года граждан стран СНГ обяжут въезжать в РФ только по загранпаспортам (об этом заявил Владимир Путин в послании к Федеральному собранию). А после инспекции вице-премьера Дмитрия Рогозина стало понятно, что неизбежно и ужесточение санитарных требований к прибывшим из Таджикистана поездам. Впрочем, Рогозин не поддержал предложение Государственной пограничной комиссии вообще приостановить железнодорожное сообщение с республикой, сославшись на сотрудничество стран по ОДКБ и СНГ.

А недавно посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ Анвар Азимов сообщил, что с 2015 года для граждан Узбекистана и Таджикистана может быть введен еще и визовый режим, при этом Азимов прямо ссылался на Путина. Правда, заявление было озвучено послом в рамках телепередачи, и ни Кремль, ни среднеазиатские республики на него никак не отреагировали. Другое дело, что введение визового режима совсем не обязательно могут использовать в качестве кнута, чтобы Ташкент и Душанбе были сговорчивее. Тот же Азимов ссылался на данный шаг как на одно из условий по установлению безвизового режима с ЕС, но ЕС по данному вопросу никаких гарантий пока не давал. То есть визовый режим может быть введен или не введен вне зависимости от сговорчивости южных соседей. Причем эксперты склоняются к первому варианту: никуда Душанбе от Москвы не денется, пространство для маневра у него минимальное, между тем идея визового режима с каждым годом набирает популярность в самой России, особенно в ее крупных городах.

ТОРГИ С КИЕВОМ

Российско-украинские отношения за последние полгода зациклились на двух темах, тесно связанных между собой, – на стоимости газа и на Таможенном союзе. Эпоха «всестороннего сотрудничества и понимания по широкому кругу вопросов», которой ознаменовался приход Виктора Януковича в президентское кресло, как будто ушла в прошлое. Теперь на повестке дня только торг, и чем дальше, тем более нервным он становится.

Еще во время октябрьских переговоров Путина и Януковича между сторонами как будто бы было взаимопонимание. Президенты обсудили широкий круг вопросов (космос, самолетостроение, атомную энергетику), а Путин привычно завлекал коллегу в Таможенный союз, расписывая ему блестящие перспективы такой формы кооперации. Янукович соглашался, признав, что сотрудничество в рамках ТС будет приносить пользу как российским, так и украинским производителям. Несколькими днями позже премьер-министр Украины Николай Азаров прямо заявил, что присоединение к Таможенному союзу «в целом отвечает национальным интересам» страны, тем более что 40% ее международного товарооборота приходится на страны, входящие в ТС. Но главное, это гарантирует низкие цены на газ, которые нужны Киеву как воздух. «Россия нам выдвигает условия: давайте, присоединяйтесь к Таможенному союзу, и завтра у вас газ будет по 160 долларов», – подтвердил Азаров.

Точкой слома стала середина декабря: в последний момент Киев отменил поездку Януковича в Москву по причине «недостаточной подготовленности» главы государства к переговорам. Ожидалось, что Янукович вместе с российским президентом подпишет некую дорожную карту, которая в конечном счете обяжет Украину присоединиться к ТС. Очевидно, осознав, что подписать эту карту он не может, но и не желая устраивать перед Путиным публичный демарш, Янукович отменил визит. И началось...

На второй день нового года директор Департамента экономического сотрудничества МИД РФ Александр Горбань заявил: «Что касается требований продавать Украине газ по таким же ценам, как Белоруссии, то они неосуществимы. Россия на это не пойдет. В честь чего? Россия и Белоруссия – члены Таможенного союза, мы движемся к Единому экономическому союзу. Так что если Украина хочет получать газ со скидкой, ей тоже необходимо вступить в ТС. Но Украина хочет одновременно сохранить два вектора: и вступить в Евросоюз, где ее особо и не ждут, и поучаствовать в Таможенном союзе, но только по тем параметрам, которые ей выгодны. Но так не бывает. Нельзя быть чуть-чуть беременным».

Примечательно, что накануне сорванной встречи Путина и Януковича президенту Украины позвонил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. А полтора месяца спустя на саммите Украина – ЕС Баррозу заявил следующее: «Нужно четко сказать, что нельзя одновременно быть членом Таможенного союза и иметь углубленную зону свободной торговли с Европейским союзом. Это невозможно». Янукович в ответ дал понять еврокомиссару, что выбор сделан. «Вопрос интеграции Украины в ЕС – это вопрос стратегический, он определен, и он сегодня отвечает законам, которые есть в Украине. Один из основополагающих законов – закон об основных принципах внутренней и внешней политики, которая определяет приоритетные направления интеграции Украины в ЕС», – заявил украинский президент. Ранее парламентская оппозиция прямо пообещала Януковичу расследование «факта предательства национальных интересов» в том случае, если между соглашением об ассоциации с ЕС (его подписание запланировано на этот год) и вступлением в ТС Украина выберет последнее.

При этом Киев все еще надеялся уломать Москву на компромиссный вариант по формуле «три плюс один», при котором Украина не вступает в ТС, но присоединяется к некоторым его положениям с правом совещательного голоса. Эти надежды развеял премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Очевидно, что членом ТС и будущего Евразийского экономического союза может быть лишь такое государство, которое приняло и ратифицировало все документы Таможенного союза и Экономического союза. Все остальное – это не членство», – заявил он, напомнив, что в Киеве «любят поговорить» о таком формате, но в итоге будет «или все, или ничего».

Параллельно усилил давление и «Газпром», потребовав с Киева денег – штраф за недобор газа. Дело в том, что подписанный еще Путиным и Тимошенко контракт предусматривал продажу украинцам газа по цене на 100 долларов ниже, чем в среднем по рынку, но в документе были зафиксированы и минимальные объемы покупки по формуле «бери или плати». Киев считает этот контракт крайне разорительным и кабальным, бьется над его пересмотром третий год, но ничего поделать не может.

За недобор Украина платить пока отказывается, параллельно пытаясь сократить объемы покупаемого у РФ газа по средней цене 424 доллара за тысячу кубометров (Белоруссия, к примеру, платит 185). Надо сказать, небезуспешно. В 2012 году Киев уже сократил импорт российского газа на 12 млрд кубометров, закупив лишь 33 млрд. В текущем году, сравнительно с периодом прошлого года, закупки сократились еще на 17%. По словам Азарова, Украина вплотную приблизилась к тому, чтобы закупать у России не больше18–20 млрд кубометров в год. Для этого разрабатываются сразу несколько альтернатив.

Так, в мае 2012 года «Нафтогаз Украины» и немецкая RWE заключили рамочное соглашение о купле-продаже газа. Поставки в рамках этого соглашения стартовали в ноябре и пока осуществляются только через Польшу. Не так давно Украина стала получать и реверсные поставки газа через территорию Венгрии, рассчитывая в течение одного-двух месяцев увеличить техническую возможность по перекачке до 5 млрд кубометров в год. Параллельно идут переговоры с Азербайджаном, Катаром, Норвегией и, особенно живо, с Туркменией. Ашхабад готов продавать Киеву свой дешевый газ, как это было до 2005 года, но доставить газ на Украину возможно только транзитом через Узбекистан, Казахстан и Россию, то есть республике придется оплачивать и услуги по прокачке. Тут стоит заметить, что на саммите в Ашхабаде Янукович в чем-то горячо убеждал Путина и Назарбаева, однако не преуспел.

Наконец, в Давосе было подписано соглашение между компанией Shell и компанией «Недра Юзовская» о разделе продукции от добычи сланцевого газа на Юзовской площади. Азаров уверен, что промышленная разработка этого месторождения может дать Украине дополнительно 8–10 млрд кубометров газа в год. Всего премьер оценил запасы сланцевого газа в 7 трлн кубометров, что, впрочем, не противоречит выводам международных экспертов. По их мнению, запасы сланцевого газа на Украине находятся на уровне 1,3 трлн кубометров, а основную часть нетрадиционного газа составляет шахтный метан – более 3 трлн кубометров. В любом случае, первые коммерческие разработки газа на Юзовском участке могут начаться не раньше чем через пять лет, а дешевый газ Киеву нужен уже сейчас из-за падения рентабельности на производствах. Кстати, представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в интервью газете «Ведомости» заявил, что проекты добычи газа на Украине принципиально не меняют ситуацию на рынке и в обозримой перспективе Киев все равно будет вынужден закупать газ у РФ. А значит, нервные торги продолжатся. Как минимум до тех пор, пока получение немедленной экономической выгоды от вступления в ТС не пересилит для Киева все остальное, а Европа по каким-то причинам не захлопнет перед Украиной дверь.

Станислав БОРЗЯКОВ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем