Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 9 (79) Номер 79 2012
Рубрика: СТРАНА И МИР

Сотрудничество крепнет

С 1 января 2012 года на территории России, Казахстана и Белоруссии стало действовать Единое экономическое пространство. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП заработали с июля 2012 года. Таким образом, на постсоветском пространстве возникла первая интеграционная группировка, теоретически сопоставимая с Европейским союзом. В долгосрочной перспективе предполагается, что ЕЭП может стать партнером ЕС в деле создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Однако пока это только наметки.

Дело в том, что Европейский союз – действующая структура, чья история насчитывает несколько десятков лет. Единое экономическое пространство возникло только в уходящем году. Оно лишь делает первые шаги, хотя явно стремится следовать примеру своего «большого европейского брата». Например, руководящим органом ЕЭП стала Евразийская экономическая комиссия во главе с бывшим руководителем Министерства промышленности и торговли РФ Виктором Христенко. Именно она должна играть роль правительства новой интеграционной группировки. Даже из названия ясно, что создатели комиссии имели перед глазами пример Европейского союза, которым руководит Европейская комиссия во главе с бывшим португальским премьер-министром Жозе Мануэлем Баррозу.

ДОРОГОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Напомним, что Евразийское экономическое пространство опирается на Таможенный союз. В свою очередь, Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). ВВП Таможенного союза по паритету покупательной способности валют оценивается в 3,367 трлн долларов. А это больше, чем ВВП Германии. Население Таможенного союза составляет примерно 160 млн человек. Разумеется, по мировым меркам это немного: население Европейского союза – 500 млн человек, НАФТА (интеграционное объединение США, Канады и Мексики) – 450 млн. Однако в деле интеграции важен своевременный старт.

Уже сегодня экономическая выгода от существования Таможенного союза значительна. Специалисты утверждают, что товарооборот трех государств-участников вырос на 40% после снятия таможенных барьеров. Конечной целью интеграции, как считают многие, должна быть единая валюта. Однако путь к ней будет долгим. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает, что единая валюта должна иметь новое название, отличное от валют государств участников. Даже «мощный рубль» на роль общесоюзной денежной единицы не годится. Впрочем, стоит отметить, что на пути создания единой валюты стоит негативный опыт Европейского союза, где Германия вынуждена расплачиваться за слабые экономики других членов зоны евро, чтобы удержать последнюю от распада. Надо полагать, что российское руководство не скоро решится на подобный эксперимент, так как все понимают, что в случае валютного кризиса платить за него придется именно Российской Федерации как крупнейшей державе Таможенного союза. Это подтвердил на октябрьской встрече с членами Валдайского клуба Владимир Путин. По его словам, Россия будет учитывать ошибки ЕС при построении Евразийского союза и потому не будет торопиться с введением единой валюты.

Путь к созданию Таможенного союза был долгим. Еще в 1995 году руководители России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о первом Таможенном союзе (позднее к нему присоединились Киргизия, Узбекистан и Таджикистан). Затем последовала пауза на долгие 12 лет, после чего в 2007 году в Душанбе был подписан договор о создании Таможенного союза, на этот раз в узком составе тройки – Белоруссии, России и Казахстана. В 2009-м были приняты и ратифицированы 40 международных договоров, составляющих основу Таможенного союза. 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. 1 апреля 2011 года отменен транспортный контроль на границе России и Белоруссии (он был перенесен на внешнюю границу Таможенного союза). 1 июля 2011 года таможенный контроль отменен на границах всех трех стран-участников (иначе говоря, отмена распространилась на Казахстан).

С начала 2012 года заработало ЕЭП и начала действовать Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.

ЕДИНСТВО И ОТКРЫТОСТЬ

Общие правила Таможенного союза таковы: при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (при условии предоставления документов, подтверждающих факт экспорта). При импорте на территорию России товаров из Белоруссии или Казахстана НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами. Кроме того, при оказании услуг и проведении работ на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством России.

Высший орган Таможенного союза – Высший евразийский экономический совет – Межгосударственный совет ЕврАзЭС, в него входят главы государств и правительств ТС. Собирается совет не реже двух раз в год, решения принимаются единогласно и являются обязательными для государств-участников.

При этом Таможенный союз рассматривается как организация, открытая для вступления других государств. В 2011 году принято решение о создании рабочей группы по вопросу вступления в союз Киргизии. Ожидается, что уже в 2013 году группа представит доклад о состоянии экономики этого среднеазиатского государства и его способности вступить в Таможенный союз. В случае положительного решения о принятии Межгосударственный совет направит киргизскому правительству дорожную карту, где будут перечислены необходимые меры и законодательные изменения, которые нужно осуществить для приема страны в Таможенный союз.

Конечно, теоретически в Таможенный союз могли бы вступить и другие государства постсоветского пространства. Но пока до этого далеко. Вступлению государств Средней Азии мешает низкий (по сравнению с «тройкой» нынешних членов ТС) уровень экономического развития. Например, президент Таджикистана Рахмон заявил, что его страна работает над присоединением к Таможенному союзу, но пока никакие переговоры на этот счет не велись.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕГРАДЫ

Мешают и политические обстоятельства. Самое крупное по численности населения государство Средней Азии, Узбекистан, дистанцируется от Таможенного союза и сотрудничества с Россией в целом. Дело в том, что в регионе Узбекистан воспринимается как конкурент Казахстана. В экономике этой страны заметен крен в сторону сотрудничества с Китаем. А в политике – взаимодействия с США, что не может нравиться ни Москве, ни Астане.

Государства Закавказья дистанцируются от Таможенного союза по разным причинам. К примеру, Армения, самый последовательный союзник России в регионе, считает необходимым развивать сотрудничество вне формата ТС. Что и понятно, так как у Армении нет общей границы с Россией (а тем более – с Казахстаном и Белоруссией).

Азербайджан в годы правления Ильхама Алиева превратился в успешное нефтедобывающее государство и ориентирован скорее на Анкару, чем на Москву.

Отношения Тбилиси с Москвой в годы правления Михаила Саакашвили испортились настолько, что Грузия покинула даже никого ни к чему не обязывающее Содружество Независимых Государств. При этом новое грузинское правительство, возглавляемое Бидзиной Иванишвили и оппозиционное президенту, пока не особо горит желанием вернуться даже в СНГ, на что намекала российская дипломатия. Так что и Грузия с высокой степенью вероятности останется за воротами ТС.

Основной приз для Таможенного союза – это, конечно, Украина. Огромное восточноевропейское государство с населением в 45 млн человек и ВВП 331 млрд долларов могло бы стать настоящим украшением союза. Причин тому несколько. Во-первых, Украина – государство славянское, исторически дружественное России и Белоруссии. Во-вторых, по уровню экономического развития Украина сопоставима со странами Таможенного союза, поскольку была промышленным лидером СССР. Наконец, в-третьих, с точки зрения численности населения Украина крайне важна. Ибо население Белоруссии составляет 9 млн человек, Казахстана – 16 млн. Общая численность населения Союза вместе с Россией – 160 млн человек. Легко заметить, что вместе с Украиной ТС мог бы набрать вес и получить население больше 200 млн человек. Тем самым перейдя в новую весовую категорию.

Однако, несмотря на активные уговоры со стороны российского руководства, Украина пока не идет на сотрудничество с Таможенным союзом. Причин тому множество. Но главные – отсутствие консенсуса по вопросу ТС в самой Украине, где сильны как пророссийские, так и антироссийские настроения. Кроме того, против слишком активного участия Украины в ТС будут выступать Запад и Европейский союз. Для западных элит вопрос сотрудничества Киева с Москвой, Минском и Астаной носит геополитический характер. По мнению западных аналитиков, союз Украины и России слишком усиливает Россию, поэтому Запад всеми силами сопротивляется вступлению Украины в ТС и президент Янукович вынужден это учитывать.

В 2011 году глава украинского государства высказался в пользу создания особого формата взаимодействия с Таможенным союзом – «3+1», но Россию по понятным причинам не устроило подобное предложение. Ведь оно дает односторонние выгоды только самой Украине, но не приближает ее к вступлению в ТС. Переговоры продолжаются.

5 декабря 2012 года в ходе встречи с Владимиром Путиным Янукович заявил: «Мы хорошо понимаем, если мы не найдем инструментов сотрудничества с Таможенным союзом, мы много потеряем. Что сегодня это является недопустимым для экономики Украины… наши предложения, которые мы обсуждаем уже несколько лет подряд, они сводятся к тому, что нам нужно присоединяться к некоторым положениям Таможенного союза, к тем правилам, которые есть в Таможенном союзе, и мы должны с ним считаться», – сказал украинский президент.

Украинский лидер напомнил, что товарооборот его страны с ТС составляет 60 млрд долларов и призвал задуматься над этим. Российский МИД намекает, что в случае принятия украинским руководством решения о присоединении к Таможенному союзу на вступление в него могли бы уйти год-полтора. Таким образом, Россия констатирует высокий уровень развития украинской экономики, достаточный для того, чтобы быстро вступить в ТС.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ: КОМПРОМИССНЫЙ ВАРИАНТ

Для тех, кто скептически настроен по отношению к Таможенному союзу, Россия предлагает более мягкую форму интеграции, а именно зону свободной торговли в СНГ. Она предполагает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины». Экспортные пошлины предполагается зафиксировать на определенном уровне, а потом и вовсе поэтапно отменить. Договор о зоне свободной торговли уже заменил более ста двухсторонних договоренностей, которые ранее регламентировали торговлю в СНГ.

Интересно, что состав участников зоны свободной торговли отличается от участников Таможенного союза. Зона свободной торговли начала действовать 12 сентября 2012 года между Россией, Украиной и Белоруссией. Позднее к зоне присоединилась Армения и Молдова. Ратифицировал Договор о свободной торговле Казахстан (но пока не ввел его в силу). Договор подписан, но не ратифицирован Киргизией и Таджикистаном. Прочие государства СНГ пока ведут переговоры о вступлении. Россия обещает способствовать присоединению к договору о зоне свободной торговли Узбекистана, который проявил заинтересованность в участии в нем.

ДЕКАБРЬ – ВРЕМЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ГОДА

Состоявшийся в начале декабря саммит СНГ в Ашхабаде прошел удовлетворительно с точки зрения интересов России. Хотя это интеграционное объединение много лет дышало на ладан, создание зоны свободной торговли придало ему новый импульс развития. Получается, что Таможенный союз стал своего рода ядром интеграции в СНГ. Те страны, пока не готовы присоединиться к ТС, охотно идут на сотрудничество в рамках зоны свободной торговли в СНГ. А это и укрепляет Содружество, и дает надежду на более тесные формы взаимодействия в будущем.

Важным фактором сохранения российского влияния в СНГ стало решение Совета глав государств СНГ о продлении полномочий председателя исполкома СНГ Сергея Лебедева до 2016 года. Понятное дело, он представляет в Содружестве Российскую Федерацию, и решение о продлении его полномочий означает признание российского лидерства в рамках СНГ.

В ходе саммита СНГ президент России Владимир Путин отметил, что Россия позитивно относится к украинской идее о создании зоны свободной торговли услугами на пространстве Содружества.

На заседании Совета глав государств СНГ было подписано соглашение о сотрудничестве в области создания интегрированного валютного рынка СНГ, что позволит банкам государств-участников «эффективно выстраивать работу, послужит укреплению макроэкономической стабильности в регионе», – отметил глава российского государства.

Таким образом, подводя итоги года на постсоветском пространстве, нужно отметить, что государства СНГ стали делать робкие практические шаги по пути интеграции. Даже такие скептически настроенные государства, как Украина, вынуждены учитывать существование Таможенного союза и добиваться сотрудничества с ним. Хотя, конечно, преодолеть стереотипы, сложившиеся за последние 20 лет и препятствующие сотрудничеству государств постсоветского пространства, за один год невозможно.

Одновременно мы видим успех зоны свободной торговли в СНГ, к которой присоединяются даже скептики. Украина уже ратифицировала договор о ее создании, а Узбекистан проявил заинтересованность во вступлении, причем заручился поддержкой со стороны президента России Владимира Путина.

Следует отметить, что государства СНГ пошли по пути интеграции гораздо позднее, чем другие государства мира. Европейская интеграция существует уже несколько десятилетий. Зона НАФТА, созданная вокруг США, также действует уже два десятка лет. Не создавать интеграционных групп сегодня нельзя – весь мир работает над свободной торговлей. И даже огромный Китай не гнушается создать зону свободной торговли со странами АСЕАН. Таким образом в Юго-Восточной Азии возникает рынок с населением в 1,7 млрд человек. Поэтому России и странам СНГ следует спешить, чтобы успеть на паровоз интеграции.

С другой стороны, при правильном подходе можно отставание превратить в преимущество, особенно если проанализировать опыт интеграции в других регионах мира. Нам не надо двигаться вперед ощупью, осторожно, годами ища почву для сотрудничества, – за нас это сделали другие. Если учесть чужие ошибки, мы сделаем меньше собственных. А это означает, что интеграция на постсоветском пространстве должна пойти гораздо быстрее и эффективнее, чем в других регионах мира.

Но главное – наладить сотрудничество с Украиной. Если это произойдет, Россия сможет вернуть себе позиции мировой державы, а прочие государства СНГ – получить выгоды от экономического роста. Пока Украина проявляет осторожный интерес к интеграции на постсоветском пространстве, поскольку понятно, что в обозримой перспективе принята в Европейский союз она не будет.

В целом прошедший год можно считать хорошим с точки зрения интеграции. Таможенный союз окончательно вступил в силу. Заработали ЕЭП и Евразийская экономическая комиссия. Объявлены планы создания Евразийского союза. Большинство стран СНГ вступили в зону свободной торговли. Это значит, что интерес к интеграции появился не только у России.

Но нужно четко понимать, что это лишь первые шаги по созданию интеграционной группировки на пространстве СНГ. Мы пока сильно отстаем от других государств на этом направлении; чтобы изменить ситуацию, необходимы особые усилия.

Пока же России, как и другим странам Таможенного союза и зоны свободной торговли СНГ, нужно вспомнить заветы великого русского дипломата князя Горчакова. В своей знаменитой ноте он писал: «Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия – сосредотачивается».

Павел СВЯТЕНКОВ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем