Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 2 (98) Номер 98 2016
Рубрика: КАЗАХСТАН

Кто они – казахстанские национальные чемпионы?

Идея взращивания национальных чемпионов в сфере бизнеса в мировой практике не нова. В суверенном Казахстане и ранее предпринимались попытки выведения бизнес-компаний – лидеров, но по разным причинам инициатива на каком-то этапе начинала пробуксовывать.

ИМЕЕШЬ ВЫСОКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ – БЫТЬ ТЕБЕ ЧЕМПИОНОМ!

Не было единого координатора программы. Как это часто бывает в государственных структурах, начинали дело одни кураторы, продолжали другие, а третьим оставалось только организовать «похороны».

В конце концов компании-участницы тонули в дебрях бюрократических проволочек, когда, пройдя один этап отбора для получения того или иного инструмента поддержки, они сталкивались с необходимостью повторного прохождения процедур, но уже согласно правилам другого оператора. И, соответственно, отпадала всякая охота участвовать дальше. Случалось и так, что, вместо отбора настоящих компаний-лидеров в своих отраслях и выращивания из них конкурентоспособных игроков на рынке Казахстана и региона, программы превращались в инструмент оздоровления финансово нестабильных компаний.

Вторую жизнь перспективная инициатива получила с подачи Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который обозначил ее контуры под номером 62 в Плане нации «100 конкретных шагов». При этом программа «Национальные чемпионы» ориентирована на поддержку компаний – лидеров среднего бизнеса в несырьевых секторах экономики. Это делается с дальним прицелом: выйдя на орбиту конкурентоспособности, лидеры поведут за собой других потенциальных участников, будут делиться обретенным опытом с еще не готовыми к «полету» компаниями.

Внутренний рынок Казахстана с населением в 17 млн человек имеет существенные ограничения роста выручки для устоявшихся компаний среднего и крупного сектора. Новая инициатива нацелена на поддержку компаний среднего и крупного бизнеса, обладающих высоким экспортным потенциалом или потенциалом замещения импорта.

При определении подходов к реализации инициативы в Казахстане политика государства по поддержке бизнеса была дополнена поиском новых источников динамического роста экономики. В этом направлении был изучен и мировой опыт. Поддержки «национальных чемпионов» как составной части экономической политики придерживаются такие страны, как Франция, Италия, Испания, Канада, Южная Корея, Малайзия, Сингапур. Начата работа в данном направлении в Китае и Индии.

КОМПАНИИ С ПОТЕНЦИАЛОМ – КОМПАНИИ С ХАРАКТЕРОМ

Итак, каковы первые результаты реализации «чемпионской» инициативы в Казахстане? В рамках первого цикла программы, запущенного в феврале 2015 года, особое внимание было уделено предприятиям из приоритетных секторов экономики – пищевой промышленности, машиностроения и производства строительных материалов. Эти отрасли обладают высоким потенциалом экспорта и импортозамещения, на них было акцентировано внимание при реализации проекта в пилотном режиме.

Для участников Программы доступна финансовая поддержка, предполагающая использование различных финансовых инструментов: это, в частности, межбанковское кредитование (посредством кредитования через банки второго уровня), финансирование лизинговых сделок, субсидирование процентных ставок, гарантирование кредитов, экспортное страхование, гранты на инновации.

Что касается финансовых критериев, то предпочтение отдавалось компаниям с выручкой более 2 млрд тенге, положительной динамикой роста на уровне 10 % в течение последних 3–4 лет.

Всего в программе «Национальные чемпионы» в пилотном режиме принимали участие 28 компаний-производителей, которые были отобраны из 300 претендентов в сферах АПК (включая пищевую промышленность), машиностроения и производства строительных материалов.

Наибольший потенциал развития в программе «Национальные чемпионы» продемонстрировали семь компаний. Это производитель масложировых и молочных товаров компания «Масло-Дел», лидер в секторе товаров активного потребления RG Brands, производитель молочных товаров «Агропродукт», машиностроительная компания Alageum Group, кондитерская фабрика «Баян Сулу», компания по производству строительных материалов Alina, а также производитель масложировой продукции Eurasian Foods Corporation.

На конец 2015 года компаниям-участницам оказана консультационная поддержка по внедрению инициатив, финансовая поддержка в виде инвестиционных и экспортных кредитов. Поддержка данных компаний в реализации их инициатив будет продолжаться до конца 2018 года.

ПОДСПОРЬЕ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ

Уже сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги реализации программы. Компания «Баян Сулу», к примеру, по итогам консультаций в рамках Программы работает над изменением системы продаж путем развития количественной и качественной дистрибуции. Переход позволил увеличить продажи в 2 раза, в целом при переходе к данной системе по всему Казахстану ожидается прирост продаж более чем на 20 %.

Компания RG Brands начала завоевывать отдельные российские рынки. За это время была пересмотрена организационная структура, определены продуктовые категории для экспорта, выработан четкий план выхода на рынок РФ. На сегодня через дистрибьюторов уже удалось покрыть большинство городов Сибири и Урала, начато продвижение в центральной части России.

Другим примером является АО «Усть-Каменогорская птицефабрика». Завершение строительных работ по новому проекту позволит увеличить производственную мощность компании в 3 раза к 2019 году и обеспечить регулярную поставку мяса птицы в столицу страны и соседние регионы.

В 2015 году участником государственной программы «Лидеры конкурентоспособности — Национальные чемпионы» стал автомобильный завод ТОО «Сарыарка Автопром», входящий в AllurGroup (Группу компаний «Аллюр»). Участие в программе позволило AllurGroup провести процедуру реструктуризации, основной целью которой стало снижение долговой нагрузки на компанию и выравнивание финансовых потоков. Именно в рамках реструктуризации была создана холдинговая компания АО «Группа компаний “Аллюр”», куда вошло предприятие ТОО «Сарыарка Автопром». Сегодня здесь собирают 44 модели автомобилей семи мировых брендов: Ssang Yong, Peugeot, Toyota, Iveco, Hyundai, Jac, Geely. Многие казахстанцы ездят на автомобилях, произведенных в Костанае.

Участие в «забеге Национальных чемпионов» позволило предприятию найти новых партнёров в области автомобилестроения. Сотрудничество с такими крупными китайскими компаниями, как Jac и Geely, позволяет не просто расширить перечень производимых автомобилей, но и решить сразу несколько задач: новое оборудование, новые рабочие места, переобучение персонала, качественная продукция, увеличение бюджетных отчислений. Сегодня костанайский завод выпускает около 250 автомобилей различных марок в месяц.

Напоследок приведем цифры ожидаемого эффекта в целом по Казахстану. К 2018 году дополнительная выручка компаний-участниц составит 173 млрд тенге. Будет создано почти 5 тысяч рабочих мест, производительность труда вырастет на 27 %, будет обеспечен рост несырьевого экспорта.

Инициатива «Национальные чемпионы», кроме всего прочего, станет хорошим подспорьем в реализации Антикризисного плана Правительства, выработанного под влиянием геополитического кризиса, будет способствовать уходу страны от сырьевой зависимости и переходу к конкурентоспособной экономике с прицелом на экспорт и замещение импорта.

Программа формируется из ежегодных циклов, каждый из которых состоит из трех этапов: отбор участников, диагностика их деятельности и оказание комплексной поддержки исходя из результатов диагностики.

Марат МАНАСПАЕВ При поддержке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем