Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 2 (98) Номер 98 2016
Рубрика: ГЛАВНАЯ ТЕМА: РОССИЯ: КУРС НА СОТРУДНИЧЕСТВО

Россия-АСЕАН: 20 лет партнерства

Диалог России и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) начался двадцать лет назад. За это время стороны прошли огромный путь, осознавая, насколько значимыми партнерами друг для друга они являются и сколь многое могут и должны делать вместе. Будучи важными участниками глобальной и региональной политики, мощными центрами экономического роста, Россия и АСЕАН выбрали путь перспективного стратегического сотрудничества. В мае в Сочи состоится первая за всю историю этого диалога встреча в верхах на российской территории. Исторически значимый юбилейный саммит призван подытожить достигнутые результаты и задать ориентиры в сфере энергетики, продовольственной безопасности, чрезвычайного реагирования, торговли и инвестиций на период после 2015 года.

ПОЛЮС РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ

Россия никогда не ограничивалась односторонним вектором партнерства. Еще Петр Столыпин писал: «Наш орел, наследие Византии, – орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью».

Потому-то предстоящий саммит Россия – АСЕАН является событием действительно важным. Но дело не в одной только многовекторности российской политики. За последние годы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, да и во всем мире произошли существенные перемены, изменившие не только экономические реалии, но и геополитический ландшафт.

Речь не о попытках атлантистов осадить Россию, применив разнообразный набор санкций, хотя и этот фактор привнес в международные отношения и глобальное экономическое сотрудничество свой кисловатый привкус. Нет смысла отрицать все возрастающее влияние в регионе Китая. И это, безусловно, очень беспокоит Соединенные Штаты и их союзников. Все понимают, что заигрывание с драконом может выйти боком, и на всякий случай заранее продумывают систему противовесов. Не случайно в 2003 году возникла коллективная инициатива Новой Зеландии, Сингапура и Чили о создании Транстихоокеанского партнерства.

Очевидно, что США разочаровались в АТЭС, оказавшейся малоэффективной структурой в плане продвижения американских интересов в Азии. Если же проект Транстихоокеанского партнерства будет удачно реализован, то новая структура станет альтернативой АСЕАН и АТЭС, то есть прямым продолжением политики Вашингтона по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной и, как уже отмечалось, определенным противовесом влиянию России и Китая.

Но есть и другой, глобальный аспект. Исторически сложилось, что на пространстве АТР пересекаются, совпадая и сталкиваясь, интересы ведущих мировых игроков. Глобальный экономико-финансовый кризис, который с разной степенью интенсивности дает о себе знать все последние годы, стал своего рода катализатором формирования мироустройства, в котором центральное место принадлежит региональному сотрудничеству. И именно АТР в последнее время принадлежит лидерство по большинству экономических показателей. Здесь сосредоточен мощный ресурсный, производственный, финансовый и технологический потенциал, то есть именно в этот макрорегион смещается центр экономических интересов всего мира. А в этом разрезе наблюдающееся сейчас движение России и АСЕАН навстречу друг другу приобретает особый смысл.

ШАГИ НАВСТРЕЧУ

АСЕАН – явление интересное. Изначально в 1967 году в Ассоциацию вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. В 1984 году к ним присоединился Бруней, а в 1995 году – Вьетнам. За ним последовали Лаос, Мьянма и Камбоджа, и АСЕАН из небольшого объединения превратилась в «десятку», за довольно короткое время приобретшую статус одной из наиболее авторитетных региональных организаций.

За почти пятьдесят лет существования Ассоциация стала одной из точек притяжения на экономикополитической карте мира. Об этом свидетельствует широкая партнерская сеть. АСЕАН ведет страновые диалоги не только с Россией, но и с США, Евросоюзом, Китаем, Индией, Японией, Австралией. Эти многополярные дискуссии позволяют вырабатывать максимально результативные подходы к решению насущных локальных проблем и вести равноправный разговор на международной арене. Для этого у Ассоциации есть большой набор рабочих форматов: Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), форум «Азия – Европа» (АСЕМ), механизм «АСЕАН+3» (Китай, Республика Корея и Япония) и восточноазиатские саммиты (АСЕАН плюс Китай, Республика Корея, Япония, Индия, Австралия и Новая Зеландия).

В экономическом плане сотрудничество с Ассоциацией представляется весьма привлекательным. С 31 декабря 2015 года десять стран АСЕАН составляют единое экономическое пространство. Это громадный рынок с 650 миллионами потребителей. Объем совокупной торговли АСЕАН за 10 лет вырос втрое, достигнув в 2014 году 2,5 трлн долларов. Сейчас это четвертый по величине торговый блок в мире. При этом 24 % товарооборота приходится на торговлю между странами ассоциации, что говорит об уровне интеграции партнеров.

Темп прироста совокупного ВВП АСЕАН достаточно высок: в 2015 году – 4,9 % против среднемирового 3,5 %. В настоящий момент этот показатель составляет 2,5 трлн долларов. Несмотря на то, что мировые рейтинговые агентства на ближайшие пару лет прогнозируют неравномерное развитие отдельных экономик объединения (по оценке Moody’s, перспективы роста у экспортно ориентированных Сингапура, Малайзии и Таиланда ниже, чем у Индонезии и Филиппин, ориентирующихся на внутреннего потребителя), по экспертным оценкам, общий темп прироста до 2020 года прогнозируется на уровне 5,6 %, когда он достигнет 4 трлн долларов. Это позволит АСЕАН уже к 2050 году стать четвертой экономикой мира.

Очевидно, что для России развитие диалогового партнерства с АСЕАН – это один из важнейших приоритетов политики в АТР. Причем эта линия проводится последовательно на протяжении последних двадцати лет, вне зависимости от мимолетных конъюнктурных колебаний.

Процесс был запущен в июле 1991 года: инициатором встречи на министерском уровне было правительство Малайзии. Полномасштабным партнером Москва стала спустя пять лет; ключевым моментом в отношениях России и АСЕАН стало присоединение в 2004 году нашей страны к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 года. Этот документ обязывает подписавшие его стороны воздерживаться от какой-либо деятельности, создающей угрозу политической или экономической стабильности других участников договора. В этом плане Москва и АСЕАН органично подошли друг другу как партнеры. Перед нашей страной не стоит задача обеспечивать безопасность своих границ на востоке за счет ослабления безопасности соседей, нет планов создания военных баз в АТР и наращивания военного присутствия. Укрепление сотрудничества с Ассоциацией в сфере безопасности не направлено против третьих стран, это не конкуренция за сферы влияния. К тому же Россия не имеет привычки навязывать свое миропонимание партнерам и настроена на развитие контактов со всеми членами АСЕАН без оглядки на культурные, религиозные и политические различия.

13 декабря 2005 года в КуалаЛумпуре состоялся первый саммит Россия – АСЕАН. В нем принял участие президент Владимир Путин. По итогам была зафиксирована договоренность о дальнейшем проведении регулярных встреч в формате Россия – АСЕАН и одобрена комплексная программа действий по развитию взаимного сотрудничества на 2005– 2015 годы (подготовка нового плана сотрудничества до 2020 года была начата спустя восемь лет).

На втором саммите Россия – АСЕАН 30 октября 2010 года в Ханое Россию представлял уже Дмитрий Медведев. К перспективным направлениям сотрудничества были отнесены развитие торговли, энергосбережения, продовольственной безопасности, малого и среднего бизнеса и туризма.

ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

Долгое время экономическое взаимодействие России с «десяткой» заметно отставало от уровня политического диалога и находилось практически в зачаточном состоянии. Еще совсем недавно, в конце 2000-х годов, объем взаимной торговли при существующем потенциале оставался всего лишь на уровне 10 млрд долларов. Но сейчас экономические связи между Россией и странами АСЕАН заметно активизировались. Со времени первого саммита Россия – АСЕАН взаимный товарооборот вырос более чем в 5 раз – до 22,5 млрд долларов в 2014 году.

Дальнейшие перспективы взаимодействия с партнерами по АСЕАН выглядят заманчиво. Речь идет об осуществлении поставок российского сжиженного природного газа с использованием Северного морского пути, российских вертолетов и самолетов гражданского назначения, автомобильной продукции, спутниковых авиационных устройств. Россия готова предложить свои услуги по развитию телекоммуникационной инфраструктуры островных территорий стран АСЕАН и созданию автоматизированной системы управления грузовыми и пассажирскими перевозками всеми видами транспорта с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS.

Российское руководство также считает полезным налаживание контактов между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и недавно созданным Сообществом АСЕАН. Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, несырьевой экспорт России растет и по физическому, и по стоимостному объему, но нуждается в поддержке. «Чтобы его поддержать, мы должны в полной мере раскрыть интеграционный потенциал Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), договариваться о зонах свободной торговли с ведущими внешнеэкономическими контрагентами, о формировании продвинутых экономических партнерств в рамках ШОС и с государствами АСЕАН», – сказал он, добавив, что работа в этом направлении будет строиться на основе универсальных правил ВТО.

В целом для стран Ассоциации расширение сотрудничества с Россией равнозначно расширению доступа к продукции топливно-энергетического сектора и химической промышленности. Россия могла бы стать «воротами» для стран АСЕАН, открывающими доступ к сотрудничеству со странами СНГ, в первую очередь Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. Важной областью взаимодействия России и АСЕАН могут быть и взаимные инвестиции, привлеченные, с одной стороны, для развития российской инфраструктуры, а с другой – для реализации совместных высокотехнологичных проектов. У нас конкурентное производство и экспорт все еще сосредоточены главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Страны АСЕАН вывозят прежде всего продукцию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Такая взаимодополняемость выглядит многообещающе.

Заключение соглашения о зоне свободной торговли с АСЕАН – это цель на перспективу. Но именно по этому пути идет большинство стран АТР. У Ассоциации уже есть такие соглашения с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией плюс трехстороннее соглашение этого типа с Австралией и Новой Зеландией. Для России своего рода пилотным проектом в этом направлении стало соглашение о ЗСТ с Вьетнамом, которое к началу саммита Россия – АСЕАН было бы неплохо ратифицировать всем странам ЕЭАС.

ВСТРЕЧА В СОЧИ

Юбилейный саммит в Сочи, который пройдет 19–20 мая, станет первой в истории взаимоотношений России и АСЕАН встречей в верхах на российской территории. Российский лидер Владимир Путин планирует принять участие в этой встрече.

Главная цель предстоящей встречи – подытожить достигнутые результаты и задать ориентиры для вывода диалога с асеановской «десяткой» на уровень стратегического партнерства. Основной темой должна стать реализация рабочей программы по торговле и инвестициям между Россией и АСЕАН на период после 2015 года. Поэтому главное внимание будет сосредоточено на обсуждении вопросов экономической интеграции и усилении взаимосвязей путем создания зоны свободной торговли ЕАЭС – АСЕАН.

Перспективы региональной интеграции, развитие ЗСТ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, гармонизация норм технического регулирования и стандартизации, развитие транспортной инфраструктуры – тоже на повестке дня. Перспективное направление сотрудничества России и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии – энергетика и ресурсы для ее развития. Здесь речь пойдет о геологоразведке и добыче углеводородов, нефтепереработке и нефтехимии, возобновляемых источниках энергии и горнорудной промышленности. Третьим основополагающим блоком саммита станут инновации и ИКТ для роста. Участники поднимут вопросы кинематографа и сериалов, мобильных платформ и OTT-сервисов, а также информационного сотрудничества (цифровое телевидение и телестудии, интернет, навигационные системы и электронная торговля).

Разумеется, невозможно обойти вниманием вопросы региональной безопасности. В практическом плане важное направление совместных усилий, в том числе по линии Ассоциации национальных полиций АСЕАН (АСЕАНАПОЛ), – борьба с глобальными угрозами и вызовами, включая международный терроризм, транснациональную преступность, незаконный оборот наркотиков, нелегальную миграцию и торговлю людьми. Поэтому юбилейный саммит в Сочи призван не только дать прорывные сигналы и решения по российско-асеановскому партнерству, но и повлиять в более широком контексте на укрепление стабильности и безопасности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Ася РОМАНОВСКАЯ  


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем