Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 2 (98) Номер 98 2016
Рубрика: ГЛАВНАЯ ТЕМА: РОССИЯ: КУРС НА СОТРУДНИЧЕСТВО

Глобальное потепление бизнес-климата

Парадоксально, но факт: сложнейшая экономическая ситуация, в которой волей-неволей оказалась наша страна, явила массу возможностей для развития. И их увидели! За последние пару лет экспериментов с санкциями и антисанкциями, разворотом на Восток, поворотом обратно на Запад, со словесными интервенциями и валютными кульбитами национальная экономика, конечно, получила серьезные пробоины, но ко дну все же не пошла. Зато рулевые, сумев расслышать в этой кризисной сумятице сигнал SOS, который бизнес-сообщество давно уже подавало властям, начали очень активно и местами даже изящно маневрировать. В результате уже этим летом бизнес ждет «глобальное потепление климата». Шаг за шагом правительство выработало довольно внушительный набор механизмов, которые помогут отечественным и иностранным предпринимателям работать в России, а теперь еще и взялось за проведение структурных реформ, чтобы упростить жизнь бизнесу.

КРИЗИС ЗВОНИТ ДВАЖДЫ                       

Еще в 2008–2009 годах все увидели, насколько на самом деле уязвима сырьевая модель экономики. Тогда катастрофы удалось избежать. Правительство под руководством бывшего в то время премьер-министром Владимира Путина быстро сверстало антикризисный план, разбило «кубышку», оставленную на черный день, определило приоритеты – кого спасти, кому дать утонуть – и в соответствии с этим планом залило пожар нефтяными же деньгами.

В то время все любили порассуждать о пагубности углеводородной модели: кидались лозунгами вроде «хватит качать нефть», «пора слезать с нефтяной иглы» и «экономика должна встать на новые рельсы». Но кризис как-то быстро разжал зубы, и весь этот всплеск борьбы за экономическую диверсификацию быстро утих. Так что к новому коллапсу Россия подошла все с тем же набором проблем, что и раньше, только с уже подрастраченным «неприкосновенным запасом».

На сей раз легким испугом отделаться не вышло. Наша экономика оказалась зажатой между падающими котировками нефти и санкциями. Вырваться из этих клещей не удавалось долго. Весь прошлый год правительственные эксперты занимались поисками дна кризиса и все никак не могли определить, можно ли провалиться еще глубже. Это глубокое погружение в пучины экономического небытия подействовало отрезвляюще. Популистских выкриков «хватит качать» и «пора слезать» стало меньше, а вот серьезных шагов в этом направлении – больше.

Сейчас ситуация, безусловно, далека от безоблачной. Но впервые за долгие месяцы экономика обрела равновесие не только с точки зрения цен на главный экспортный продукт, но и с точки зрения движения капиталов, состояния фондовых рынков. По расчетам Минэкономразвития (МЭР), среднегодовая цена черного золота будет в районе 40 долларов за баррель. Именно от этой цифры в ведомстве собираются отталкиваться при ближайшей корректировке прогноза и бюджетных показателей. Эксперты министерства ждут, что при дальнейшем сохранении этого показателя можно будет говорить о прекращении спада. Министр экономического развития Алексей Улюкаев уверяет, что это уже произошло восемь месяцев назад. «Уже девятый месяц спад прекратился, и состояние российской экономики правильнее всего оценивается названием книги одного известного автора, "Околоноля", – сказал он. – По отдельным месяцам со сглаженной сезонностью 0,1 % плюса, по отдельным – это 0,1 % минуса, но если мы сложим эти плюсы и минусы, то получим ноль».

При этом в МЭР отмечают, что ряд отраслей, таких как сельское хозяйство, пищевая промышленность, химия и нефтегазохимия, демонстрируют рост. Правда, в других сферах положение куда хуже, некоторые секторы экономики по-прежнему в минусе на 3–5 %. Хорошая новость в том, что отток капитала из России сократился. Профильный министр даже утверждает, что по итогам года цифра вряд ли превысит 30–35 млрд долларов США, а инфляция уложится в 8 %. В целом в Минэкономразвития склонны полагать, что существующие тенденции открывают возможности  для потенциального снижения ключевой ставки и общего уровня ставок для конечного заемщика.

Но есть проблема. Сам Улюкаев обозначил ее как «удивительный разрыв между нарастанием возможностей, в том числе финансовых, и отсутствием мотивации для их использования». Кризис провел естественный отбор. Число убыточных предприятий сократилось, соответственно доля прибыли тех, кто работал «в плюс», начала расти. Учитывая курс рубля, ресурсы и активы недороги. Время инвестировать. Но предприниматели не спешат этого делать. Почему? Риски высоки, а уровень доверия к государству недостаточен.

Выступая на очередном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, глава Минэкономразвития высказал очень меткий тезис: «Самое главное в развитии экономики и бизнеса – это доверие, которое может быть капитализировано в инвестпроекты, в снижение издержек, в целом в экономический рост. А доверие, конечно же, опирается на предсказуемость, на степень соответствия наших деклараций и заявлений и нашей практической деятельности».

В этом направлении в кабинете министров напряженно работали начиная с 2012 года, когда президент Владимир Путин поставил задачу к 2018 году занять в рейтинге Всемирного банка двадцатую строчку. На тот момент экономику не кидало из стороны в сторону под натиском очередного кризиса, отношения с партнерами были на взлете, никому даже в голову не могло прийти, какая жесткая санкционная война разгорится всего через пару лет.

Тем не менее, положение России в рейтинге Doing Business было более чем скромным – «почетное» 120-е место из 189. Однако уже по итогам прошлого года страна обосновалась на 51-й ступени. И ни какие внешние обстоятельства не помешали достичь этого. Мощный рывок к цели объясняется не только прошлогодним изменением методологии рейтинга (хотя и это сыграло свою роль), но и действительно серьезной работой над ошибками, которую ведут российские чиновники.

Сейчас специалисты Всемирного банка вновь проводят анкетирование и замеры, чтобы отразить позицию России в следующем рейтинге Doing Business. И есть мнение, что наша страна исчерпала потенциал дальнейшего быстрого повышения показателей. Препятствием может стать и судебная система, и ряд других сфер, на совершенствование которых правительство напрямую не влияет. Эксперты полагают, что без проведения структурных реформ в системе образования, в пенсионной системе, в инвестиционной политике максимум, на что может рассчитывать Россия, – всего несколько ступенек вверх.

Сбудутся ли эти консервативные прогнозы, станет понятно к концу года, когда будут обнародованы результаты очередных замеров Всемирного банка. Однако в правительстве, похоже, всерьез настроились на то, чтобы добиваться реальных изменений и на деле упростить жизнь предпринимательскому сообществу.

ОТТЕПЕЛЬ НАЧАЛАСЬ

Предпринимаемые шаги можно условно разделить на несколько групп: те, что реализуются по прямым поручениям президента, и те, что заложены в «реформаторскую» часть Плана обеспечения социальной стабильности и экономического развития на 2016 год. Помимо этого, есть еще ряд предложений, которые в то или иное время были инициированы на встречах представителей власти с деловым сообществом и уже имеют определенную законодательную историю. В апреле Алексей Улюкаев на одном из регулярных совещаний президента с членами правительства представил Владимиру Путину целый набор из девятнадцати законодательных инициатив, объединенных общей целью смягчить бизнес-среду.

На первом месте стоит снижение фискальной нагрузки. Глава государства и правительство взяли на себя обязательство сохранить трехлетний мораторий на увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Но эта мера скорее временная и не решает глобальной проблемы. Горизонт планирования любого серьезного инвестиционного проекта гораздо дальше, и все предприниматели хотят точно понимать: а что потом? «Мы полностью согласны с тем, что должны работать не по налоговой, а в целом по фискальной нагрузке, – подтвердил Улюкаев на съезде РСПП. – Такого рода предложения и законопроект готовятся». Он сделал акцент на том, что чрезвычайно важно обеспечивать параметры совокупной нагрузки на бизнес – и фискальной, и административной. При этом по возможности искать пути ее планомерного уменьшения.

Если говорить об административных послаблениях, то механизм «надзорных каникул» уже запущен. Но полностью проблему административного пресса он не решает. По поручению президента в Минэкономразвития готовят целый законопроектный блок в рамках реформирования системы государственного контроля и надзора. На первый план выдвинуто применение риск-ориентированного подхода при проведении внеплановых проверок. Иными словами, в тех сферах бизнеса, где риск вполне понятен и ощутим (например, в атомной или химической промышленности), от механизма проверок никуда не деться. Но в тех областях, где этого риска нет, можно было бы вполне обойтись без давления на предпринимателей со стороны контрольно-надзорных органов, полагают авторы инициативы. С этой же целью вводится механизм проверочных листов с перечнем требований к проверяемым и институт предостережения. Такой подход позволит применять к малому и среднему бизнесу административные наказания исключительно в виде предупреждения. Все это вкупе поможет снизить не только фискальное, но и административное давление, на которое постоянно жалуется бизнес, пытающийся развиваться в России.

«Сейчас мы завершили подготовку законопроекта о контрольно-надзорной деятельности – многострадальный законопроект, – сообщил глава Министерства экономического развития. – Мы подготовили более локальный, компактный законопроект, который позволяет эти разногласия, развилки пройти (согласовать позиции с различными ведомствами и инстанциями – «ВВП»). Он уже готов, его доложили президенту, и рассчитываем уже в эту сессию внести в Государственную Думу».

Второй блок работы, которую проводят в правительстве, касается создания комфортной нормативной среды. Согласно антикризисному плану кабинета министров, все эти предложения в конечном счете должны кардинальным образом изменить предпринимательский климат в стране. Особенно это касается условий существования малого и среднего бизнеса.

Так, речь идет об увеличении порога дохода для применения упрощенной системы налогообложения в части стоимости основных фондов и дохода предприятия. Предлагается поднять эту планку до 120 млн рублей. Уже давно на всех уровнях прорабатывается вопрос о расширении допуска предприятий малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. Сейчас предложено закрепить этот порог на уровне 15 % от годового объема закупок по прямым контрактам. Президенту представлены также предложения по упрощению кадрового производства на так называемых «микропредприятиях» общей численностью сотрудников до 15 человек. Этот законопроект уже внесен на рассмотрение в правительство и предлагает дать «малышам» разрешение заключать типовые трудовые договоры.

По словам Улюкаева, главе государства было доложено о мерах, касающихся земельных, имущественных отношений, о мерах, касающихся поправок к Закону о финансовом оздоровлении, о предложениях по разрешению споров при применении Федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (233-ФЗ), о введении упрощенного порядка возмещения уплаченного НДС несырьевыми экспортерами и т. д.

«Этот широкий спектр позиций, принятие которых, как нам представляется, может и должно серьезно повысить степень уверенности в предсказуемости делового будущего, финансово-экономической среды, в которой принимается решение об инвестициях», – подытожил Улюкаев, выразив надежду, что большая часть инициатив будет принята Думой еще в весеннюю сессию и принесет свой положительный эффект уже в ближайшем будущем.

Несколько особняком стоит вопрос о взаимоотношениях бизнеса с силовиками. Для регулирования этого вопроса в Администрации президента была создана специальная рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменения в сфере предпринимательства. Орган возглавил глава Администрации Сергей Иванов, который уже провел его первое заседание. (Подробнее о работе группы и существующих инициативах читайте в этом номере издания «ВВП»). Однако на внесение поправок в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в части возбуждения и расследования дел против предпринимателей нужно больше времени.

ВРЕМЯ ИНВЕСТИРОВАТЬ

Масштабными преобразованиями бизнес-среды Россия занялась в сложное время. Старая сырьевая модель экономики уже фактически приказала долго жить, а новая, ориентированная на рост инвестиций и выход на внешние рынки, еще только-только формируется. К тому же, как уже отмечалось, действовать приходится в условиях санкций, которые вносят некоторую неопределенность. Тем не менее, отношения с Западом пусть и медленно, но все же теплеют. На предпринимательском уровне контакты поддерживались и так, но на государственном уровне постепенно восстанавливается работа межправительственных комиссий. Все стороны, потерявшие немало денег на санкционном противостоянии, признают, что гораздо выгоднее сотрудничать, чем возводить искусственные барьеры.

Но, как ни парадоксально, несколько прохладных лет открыли большие возможности для внешнеэкономической деятельности. И сейчас правительство также активно пытается поставить их на службу бизнеса. Речь идет о совместной работе Российского экспортного центра и наших торгпредств по созданию торговых домов, которые бы предоставляли сервисные услуги для бизнеса и помогали выйти на глобальный рынок.

Усилиями Агентства стратегических инициатив, Внешэкономбанка, Российского фонда прямых инвестиций, Российского экспортного центра заработал «Инвестиционный лифт». Это комплексная программа содействия развитию несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал. Как правило, это небольшие предприятия, уже переросшие стадию стартапа, но пока еще с малой или средней капитализацией. Именно таким компаниям крайне важно получить доступ к финансированию инвестиционных планов, получить гарантийную и страховую поддержку экспортных контрактов и, конечно, административную и консультационную помощь.

К сожалению, обстоятельства пока что отрицательно сказываются на инвестиционном спросе. По оценкам Минэкономразвития, в этом году мы по-прежнему остаемся в «красной зоне» – спад ожидается на уровне 3–3,5 %. Но и для потенциальных инвесторов создаются все условия. С 1 июля в России начнет работать Агентство по технологическому развитию, которое в перспективе должно изменить саму структуру импорта технологий в пользу покупки не готовых инжиниринговых решений, а патентов, лицензий, ноу-хау, сопряженных с освоением новых производственных процессов, внутренних техрегламентов и программ обучения.

Как ни прискорбно это признавать, но существующий научно-технический задел не позволяет нам сделать качественный скачок вперед. В России по-прежнему конкурентное производство сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Но для перевода экономики на несырьевые рельсы мало одной лишь политической воли, нужна крепкая научно-технологическая база. Поэтому нам и нужны такие «технологические доноры», на базе знаний и компетенций которых можно было бы развивать свои прорывные идеи. Мировой опыт показал эффективность метода, которым в свое время воспользовались такие техногиганты, как Япония, Малайзия, Южная Корея и Китай. Поэтому правительство активно ищет потенциальных экспортеров знаний.

Минпромторг активно внедряет еще один способ привлечения инвесторов. Заключение специнвестконтракта (СПИК) предусматривает неизменные условия ведения бизнеса, налоговые и другие преференции в течение 10 лет для инвесторов, открывающих свои производства на территории России. При этом инвестиции в новый проект со стороны компаний, претендующих на использование этого механизма, должны составлять не менее 750 млн рублей. Главная цель – подстегнуть российские и иностранные компании к запуску новых проектов на нашей территории с высоким уровнем локализации. По данным Минпромторга, есть минимум две сотни заинтересованных инвесторов, и уже принято решение о заключении первого СПИКа с компанией «Мазда Соллерс», которая создаст производство двигателей во Владивостоке.

Дальневосточный регион вообще богат на инвестиционные возможности. Уже год действует закон о территориях опережающего развития (ТОР). Их количество на сегодня достигло двенадцати, и, по данным вице-премьера Юрия Трутнева, число резидентов перевалило за сотню, а общая сумма заявленных инвестиций составляет 442 млрд рублей. На 287 млрд из них соглашения, обязательные к реализации, уже подписаны.

Одним словом, несмотря на все политические трудности, ограничения курсовой политики и прочие препятствия, Россия старается трансформировать деловую среду. Страна широко распахнула уникальное окно возможностей. И тот, кто успеет ими в полной мере воспользоваться, несомненно, окажется в плюсе.

Ася РОМАНОВСКАЯ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем