Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 1 (97) Номер 97 2016
Рубрика: СТРАНА И МИР

Шенгенская зона трещит по швам

По мнению лидера польской партии KORWIN, депутата Европарламента Януша Корвин-Микке, мир наблюдает последние месяцы или годы существования Евросоюза. Такие прогнозы еще недавно можно было счесть проявлением апломба, но теперь о том же самом говорят и лидеры ЕС. Виной всему кризис с беженцами, ставший следствием непродуманной и самоуверенной политики Запада на Ближнем Востоке. Но главная проблема в том, что базовые сценарии на ближайшее будущее, связанные с Сирией, сулят Европе не только новые проблемы, но и полноценную катастрофу. Единственный шанс избежать этого – политический союз с Москвой, саму возможность которого всеми силами пытаются торпедировать США и – в еще большей степени – Турция.

ПРЕСТУПНОСТЬ СЕГОДНЯ, УБЫТКИ ЗАВТРА

О крахе Шенгенской зоны в предельно короткие сроки – два месяца – в конце января в рамках своего выступления перед Европарламентом заявил глава Евросовета, бывший премьер Польши Дональд Туск. По его словам, ЕС «провалится как политический проект», если не сможет обеспечить полноценный контроль на внешних границах и обуздать тем самым миграционный кризис. «Мартовское заседание Евросовета станет последним шансом понять, работает ли наша стратегия. Если нет, мы столкнемся с печальными последствиями, такими как развал Шенгенской зоны. Разумеется, эта альтернатива безрадостна», – провозгласил Туск. Показательно, что председатель Еврокомиссии, бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, у которого с Туском немало противоречий (люксембуржец более ориентирован на «старую Европу», тогда как поляк – на Восточную и на США), на сей раз спорить не стал и подтвердил, что Шенген столкнулся с проблемой выживания.

Спровоцировала эти мрачные прогнозы тихая, благополучная и крайне далекая от геополитических баталий Австрия, в одностороннем порядке объявившая о приостановлении действия Шенгенского соглашения, дабы ввести пограничный контроль на своей национальной границе. Пример оказался заразительным, и вскоре ему последовали Норвегия, Швеция, Дания, Франция, Мальта и Германия, чей канцлер Ангела Меркель признала, что Шенгенская зона просто не сможет существовать в привычном виде до тех пор, пока миграционный кризис не будет решен. Только вот решения нет, оно даже не просматривается. «Сегодня радостно вводится контроль на границах, завтра посчитают, что экономическая стоимость этого значительна, а послезавтра зададутся вопросом, зачем нам единая валюта, если больше нет свободы передвижения и внутреннего рынка», – негодовал Жан-Клод Юнкер, прозрачно намекая, что за крахом Шенгенской зоны может последовать крах всего ЕС как политического проекта.

Сейчас именно Меркель многие называют лично ответственной за кризис с беженцами. Согласно сообщению европейского пограничного агентства Frontex, за десять месяцев 2015 года внешнюю границу ЕС пересекли 1,2 млн нелегальных мигрантов. Из них в Германию, по данным МВД этой страны, перебрались 758 тысяч человек. Всего же в пока что единую Европу, по оценкам Еврокомиссии, до конца 2016 года могут въехать еще 3 млн мигрантов. Большинство из них – всё в ту же Германию. Это предопределено не только высоким уровнем жизни в этой стране и существованием в ней многочисленных мусульманских диаспор, но и тем, что Меркель публично пригласила в ФРГ тех, кто спасается от войн в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Подстегнуло ли это приглашение миграцию – вопрос открытый. Одни (к примеру, венгерский премьер Виктор Орбан) считают, что однозначно да, другие же замечают, что многие действительно бегут в ЕС от непосредственной угрозы их жизням. В такой обстановке любые заявления европейских политиков для беженцев – дело десятое. Если, конечно, действительно есть возможность перебраться в Европу, а контрабандисты эту возможность создают.

Другое дело, что претензии к Меркель со стороны не только европолитиков, но и ее избирателей и даже ближайших соратников по партии касаются не устного приглашения, а вполне практических вещей. Внезапно выяснилось, что регистрация мигрантов по введенным ЕС правилам полностью провалилась. Обычно педантичные немецкие чиновники не могут ответить на базовые вопросы – кто те люди, кто въехал в Германию, каков их социальный портрет, где они поселились, какими профессиональными навыками обладают и так далее. На практике беженцы быстро покидают созданные для них по всей Германии центры, переселяясь в крупные города – к диаспорам. Некоторые из них зарабатывают на жизнь преступлениями. И это не говоря уже о том, что называют «столкновением ментальностей»: в ряде городов ФРГ (прежде всего в Кёльне) зафиксированы массовые случаи сексуального насилия со стороны мигрантов. Местные муниципалитеты разводят руками, пытаясь решить проблему в рамках своих полномочий, издавая специальные брошюры на тему «как вести себя в ФРГ» и закрывая доступ мужчинам-беженцам в общественные бассейны.

Еще одним виновником острой фазы кризиса привычно называют Грецию, с границ которой для большинства беженцев и начинается Европа. Согласно базовым правилам, именно греки должны проводить у себя первичную регистрацию мигрантов, но это требует затрат, поэтому находящаяся в экономическом кризисе страна стремится выдавить переселенцев дальше на север. Специальная инспекция ЕС установила, что при регистрации беженцев греческие власти не сканировали их отпечатки пальцев и не пересылали результаты в общую базу данных. Хуже того, Эллада не осуществляет должного наблюдения за своей морской границей, экономит на патрульных судах и не имеет прямой связи с турецкой береговой охраной, что обусловлено исторически враждебным отношением двух стран друг к другу. «Греция должна за три месяца предпринять действия по исправлению недостатков. Дальнейшие шаги зависят от оценки этих мер», – заявил зампред ЕК Валдис Домбровскис.

Но какие это могут быть шаги? Ряд стран (к примеру, Чехия) выступили за приостановление членства Греции в Шенгене. Еврокомиссия категорически отвергает эту идею (подобный шаг в законодательстве ЕС не предусмотрен в принципе), но признает, что соседние с Грецией страны могут попросту закрыть границы, что станет не юридической, а именно фактической гибелью Шенгенской зоны. Это, в свою очередь, неизбежно подорвет экономический рост в Европе, о чем заявили еврокомиссар по экономическим вопросам Пьер Московиси и глава МВФ Кристин Лагард. Сей отрезвляющий тезис громко прозвучал еще и ввиду того, что с наплывом дешевой рабочей силы при всех социальных, криминальных и даже террористических рисках раньше упорно связывали экономический рост, а никак не спад. В итоге, выступая на форуме в Давосе, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле даже предложил разработать для решения миграционной проблемы аналог «экономического плана Маршалла». К аналогиям со Второй мировой войной в ЕС уже привыкли. Собственно, подобного миграционного кризиса на континенте не было с тех самых пор.

ХУЖЕ ВОЙНЫ ТОЛЬКО ЕЕ ОКОНЧАНИЕ

Нужно очень хорошо понимать, что ориентированной на экспорт экономике России никак не на руку европейские экономические проблемы (даже не говоря о том, что эти проблемы окажут давление на нефтяные цены в сторону их дальнейшего снижения). Невыгоден для Москвы и политический раскол Европы, так как ослабление Брюсселя ослабит и влияние «старых столиц» – Берлина, Парижа, Рима, тогда как влияние Вашингтона возрастет. В рамках специального заявления такую позицию России подтвердил и глава МИД Сергей Лавров. «Мы не заинтересованы в том, чтобы ЕС ослабевал, чтобы в нем появлялись тем более какие-то трещины, чтобы он раскалывался. Мы заинтересованы в едином, сильном ЕС, с которым комфортно работать и в экономике, и по всем другим вопросам, но мы не можем не видеть происходящего», – подчеркнул он.

Меж тем, существует политическое лобби, которое продавливает (в том числе посредством СМИ) совсем другой тезис. Мол, Москве не просто выгодно ослабление Европы и крах общеевропейских институтов, Москва непосредственно провоцирует осложнение ситуации своей операцией в Сирии. Особенно яро эту абсурдную концепцию отстаивает Турция, для которой операция ВКС РФ в Сирии чревата крушением геополитических планов, а кризис с беженцами в ЕС сопряжен с практической пользой.

Собственно, основная часть антикризисного плана ЕС связана именно с Турцией, служащей перевалочным пунктом для тех мигрантов, что стремятся в Европу. Европа хочет, чтобы в Турции они и оставались, и готова за это платить. Но выгода Анкары отнюдь не в деньгах, а в рычаге давления на Брюссель, образовавшемся в ее руках. Сирию Анкара рассматривает буквально как свой внутренний двор, через который осуществляется влияние чуть ли не на весь ближневосточный регион. И при всех разговорах о том, что на торговле нефтью с ИГИЛ греют руки люди, близкие к президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, основная цель турок все-таки в том, чтобы не допустить сейчас внутрисирийского примирения, одной из сторон которого должно стать правительство Башара Асада. Некогда Эрдоган сделал однозначную ставку на свержение сирийского коллеги, лоббируя военную операцию против его режима более активно, чем даже американские неоконы. В этом был расчет как экономический (сирийская промышленность начинала составлять конкуренцию турецкой), так и геополитический (падение сирийской власти увеличивало влияние Турции в регионе).

Однако одним из следствий сирийского кризиса стало и значительное усиление влияния курдов, которые и в Ираке, и в Сирии блестяще проявили себя в действиях против ИГИЛ. Этого не могут не учитывать в Вашингтоне и в Брюсселе, и дело идет к тому, что мирный процесс если и не приведет к появлению независимого Курдистана, то обеспечит курдам автономию и существенный международный авторитет. Сценария хуже, чем этот, для турок сейчас просто нет. Однако Европа повела себя не совсем так, как хотелось бы Эрдогану. По факту он не получил от нее абсолютно никакой поддержки в рамках своего противостояния с Москвой, хотя очень на это рассчитывал. Вместо этого Брюссель сдул пыль со сценариев интеграции Турции в ЕС (с возможным полноправным вступлением), а к таким перспективам Анкара, зримо тоскующая по временам османского влияния, уже успела охладеть. Положение осложняется импульсивностью турецкого руководства, которое хорошо проиллюстрировала чудовищная провокация с уничтожением российского Су-24 в небе над Сирией. Никто сейчас не может поручиться за то, что турки не начнут внутрисирийскую интервенцию, к чему их вынуждает обстановка на фронте – сирийские правительственные войска выдавливают джихадистов к границе с Турцией, параллельно перекрывая им каналы снабжения. А это означает уже новый этап войны с непредсказуемыми последствиями.

Ужас ситуации еще и в том, что Евросоюзу сейчас крайне невыгодна военная победа Асада, к которой, благодаря в том числе усилиям ВКС РФ, все и идет. Дело тут не в том, что при таких раскладах Асад откажется от политического урегулирования и компромиссов с оппозицией: не откажется. Дело в том, что в этом урегулировании ни под каким соусом не смогут участвовать исламистские и откровенно террористические группы, до сих пор контролирующие значительные районы Сирии (речь идет не только об ИГИЛ). Пощады им не будет – и джихадисты прекрасно это понимают. Выход один – бегство. В том числе в Европу. Разумеется, под видом беженцев. А это уже не просто социальные и криминальные проблемы, это непосредственное расширение исламистского подполья в ЕС, тем более что ИГИЛ – организация во многом сетевая, с элементами франшизы.

Не допустить этого сценария – худшего из возможных – можно только через координацию действий с Россией, а через нее – с самой мощной политической и военной силой в самой Сирии: с правительством Асада. Только так можно максимально эффективно локализовать террористическую угрозу в зоне конфликта и, подавив ее, закончить войну, перейдя к восстановлению страны, куда смогли бы вернуться нынешние беженцы. Осознать эту очевидную вещь Брюсселю мешает и пристрастное отношение к режиму Асада, и лоббизм Вашингтона и Анкары, и политическое недоверие к Москве, ставшее следствием кризиса в российско-европейских отношениях, из которого все равно рано или поздно придется искать выход.

Станислав БОРЗЯКОВ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем