Российское экономическое издание ВВП Валовый внутренний продукт

Архив номеров

Версия для печати

№ 4 (93) Номер 93 2015
Рубрика: СТРАНА И МИР

«Кирпичи» в фундаменте нового мира

Отвечая в ходе Прямой линии на вопрос о том, какие страны являются друзьями России, а какие – врагами, Владимир Путин дипломатично заметил, что стран-врагов у России нет, а в числе друзей назвал объединение БРИКС, наращивание сотрудничества в рамках которого сейчас идет усиленными темпами. И дело не только в экономике – это сотрудничество призвано стать одной из важнейших опор новой системы международной безопасности.

«ПУТЬ В ТЫСЯЧУ МИЛЬ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОГО ШАГА»

Ближайший, июльский саммит организации состоится в Уфе, лидеры Бразилии, Индии, Китая и ЮАР уже подтвердили свое участие. Главное на повестке дня – начало практической деятельности Банка развития БРИКС и Пула валютных резервов. Договор о создании последнего в размере 100 млрд долларов Путин ратифицировал незадолго до выхода данного номера издания «ВВП». Ратификация договора о Банке состоялась еще в марте. А соглашение о создании и того, и другого было подписано лидерами пяти стран в июне 2014 года в бразильском городе Форталезе. Доля Китая в пуле – 41 млрд долларов, ЮАР – 5 млрд, Бразилии, Индии и России – по 18 млрд, а деятельность Банка будет координировать страна-председатель БРИКС (то есть каждая из пяти стран в порядке очереди). Приглашение стать шестым членом Банка уже получила Греция, премьер которой Алексис Ципрас недавно побывал в Москве с продуктивным государственным визитом. Ципрас высказался «о заинтересованности Греции и пообещал тщательно изучить предложение, которое у него будет возможность обсудить с лидерами стран БРИКС в Санкт-Петербурге во время визита премьера для участия в Петербургском международном экономическом форуме 18–20 июня», – уточняет РИА «Новости».

Создание этих структур – небольшой, начальный, но очень важный шаг в направлении реформирования мировой финансовой системы, которую на данный момент определяют МВФ и Всемирный банк. Как известно, США и ЕС обладают возможностью вето в МВФ за счет принадлежащей им доли голосов. У США это, к примеру, 16%, то есть без их одобрения невозможно решить ряд стратегических, особо важных вопросов, минимум по которым – 85% голосов. Чуть менее важные вопросы решаются с большинством в 70%, и тут блокирующий пакет США держат уже в паре с ЕС. Страны ОЭСР, которые еще называют «блоком Запада» (членство, к примеру, Японии никого смущать не должно), в сумме имеют 60%. То есть вопреки их воле вообще невозможно принять никакие решения. Для сравнения: доля Китая 2,94%, России – 2,74%. На 84% стран – членов Фонда приходится лишь 39,65% голосов. Таким образом, создание альтернативной «кубышки» для развивающихся стран – давно назревшая необходимость. Средства учредителей финансовых структур БРИКС и предназначены для кредитования их инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития. Кроме того, как в свое время подчеркивал Владимир Путин, это создаст дополнительный стабилизирующий фактор для национальных рынков капитала при новом кризисе в мировой экономике (кстати сказать, нынешним состоянием мировой финансовой системы предыдущий кризис и был порожден).

Уже известно, что призыв к масштабной реформе ВБ и МВФ будет содержаться в итоговом заявлении лидеров стран БРИКС после саммита в Уфе. То, что позиции, к примеру, Москвы, Пекина и Нью-Дели по данному вопросу совпадают, давно ни для кого не секрет и наглядно подтверждается декларациями. Более того, страны БРИКС уже начали обсуждать идею создания собственного Энергетического союза, а буквально на прошлой неделе Банк России выступил с предложением обсудить в рамках объединения также создание аналога международной системы передачи финансовой информации SWIFT. Той самой, от которой Лондон грозился отключить Россию на пике украинского кризиса.

Разумеется, получится не всё. Точнее, не всё получится сразу. Но, как любят говорить в Китае, цитируя Конфуция, путь в тысячу миль начинается с первого шага. Сама Поднебесная, к слову, инициирует ряд проектов того же рода и сама по себе, не только в рамках БРИКС. Запущен проект создания нового «Большого шелкового пути» для увеличения объемов торговли между Востоком и Западом. В рамках этого проекта Пекин уже назвал Москву «основным партнером», благо часть пути неизбежно пройдет через территорию РФ (всего же проект способен объединить более 60 стран и четыре с лишним миллиарда человек). Кроме того, в апреле министерство финансов КНР одобрило заявку России на участие в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ), созданном ввиду того, что потенциал развития Азии сдерживается сложившимся дефицитом инвестиций в региональную инфраструктуру. Для Москвы новый банк станет дополнительным источником денег, для самого Китая – еще одним рывком в рамках борьбы за инвестиции и в то же время – против финансового диктата Вашингтона. В Америке неприязнь к АБИИ даже не думают скрывать. На ряд стран (в частности на Австралию и Южную Корею) откровенно давили, дабы они отказались от участия в проекте. Но в итоге к нему присоединилась даже полностью лояльная США Великобритания.

«НЕОБХОДИМО ДОБИВАТЬСЯ ПОДЛИННЫХ РЕФОРМ»

Примечательно, что, несмотря на всё это, руководство МВФ как единой организации (исходя, судя по всему, из своего предназначения) к проекту БРИКС, как и к самому клубу БРИКС, относится сугубо положительно. Так, заместитель директора-распорядителя МВФ Мин Чжу на тематической конференции в США заявил, что страны БРИКС стали реальным двигателем экономического роста в мире: 20 лет назад на их долю приходилось менее 10% мирового роста, а сегодня – более 30%. При этом Мин Чжу от имени организации дал несколько советов каждой из стран «пятерки». Так, Россию он призывал к дальнейшим экономическим реформам (этому вопросу посвящено несколько материалов данного номера издания «ВВП»). Китаю, по его словам, «важнее всего изменение курса национальной валюты». Индии необходимо привлекать инвестиции, Бразилии – восстанавливать конкурентоспособность, а ЮАР – «проводить реструктуризацию экономики».

Но чиновники и специалисты с их техническим мышлением – не то же самое, что функционеры-геополитики из того же ОЭСР. Там с большим подозрением смотрят на членов БРИКС и их желание развернуть построенную под Запад мировую финансовую систему лицом к развивающимся странам. Очевидная нервозность проявилась на фоне постепенного отказа стран БРИКС от расчетов в долларах в пользу собственных валют. А проанализировав ряд новых секретных документов, широко известная организация WikiLeaks прямо назвала истинной целью Тихоокеанского сотрудничества США, ЕС и ряда стран ВТО подавить влияние стран БРИКС на мировую экономику. Переговоры по ТТП ведутся в закрытом режиме уже два года. В них участвуют США, Евросоюз и еще 23 члена ВТО, но Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР к этим переговорам не подпускают. Подчас создается впечатление, что западные лидеры чуть ли не из принципа стараются оспорить прогноз Goldman Sachs, согласно которому к 2050 году экономики стран условной группы под названием «новая семерка» (БРИКС минус ЮАР плюс Индонезия, Мексика и Турция) по размеру превысят суммарный размер экономик более известной семерки – «большой». Следовательно, задача Вашингтона – открыть новые рыночные двери для собственных транснациональных компаний. В рамках, к примеру, зоны свободной торговли с ЕС. Что определенные сектора экономик стран Евросоюза (а в некоторых случаях – экономики в целом) могут от этого серьезно пострадать, не проблема Вашингтона.

Подобный стиль взаимодействия для БРИКС, где особо напирают на принцип многополярного мира, вовсе невозможен. Сложно представить, что Бразилия станет давить на ЮАР в попытке утвердить контроль над Южной Африкой, а Китай – ставить торговые ультиматумы Индии. У Пекина и Нью-Дели изначально очень сложные отношения ввиду застарелого территориального спора, но принципы кооперации в современном мире заставляют их не только разговаривать и договариваться, тщательно соизмеряя нажим, но и активно развивать экономическое сотрудничество, что необходимо обеим странам, считающим себя региональными центрами силы. Россия со своей стороны и в меру своих сил всячески содействует диалогу КНР и Индии. В мае индийский премьер Нарендра Моди посетил КНР, где обсуждал с Си Цзиньпином налаживание партнерских отношений. История не терпит сослагательного наклонения, тем не менее, можно с высокой долей уверенности утверждать, что сближение Индии и КНР началось в том числе благодаря взаимодействию в формате БРИКС. При этом территориальный спор остается фигурой умолчания, что принял даже националист Моди. В свою очередь, США старательно форсируют партнерство с Индией, в том числе для того, чтобы выстроить «санитарный кордон» вокруг Китая.

Кстати, на заседании представителей по безопасности государств БРИКС в Москве секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев прямо заявил, что «с учетом огромных ресурсов и перспектив развития наших стран сегодня есть основания полагать, что участники БРИКС находятся в зоне особого риска». «Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что для сдерживания наших стран будет применяться в первую очередь не военное, а информационное воздействие, искусственное обострение национальных, религиозных и культурных противоречий», – подчеркнул он, добавив, что в качестве инструмента воздействия на БРИКС Запад все чаще использует международные финансовые институты. Данное мероприятие прошло в РФ ввиду того, что в период 2015–2016 гг. Россия – председатель БРИКС. Еще одним мероприятием такого рода стал парламентский форум, в приветственном слове к участникам которого Путин подчеркнул, что он (форум) «придает качественно новое измерение деятельности „пятерки“ и существенно расширяет ее возможности». «Налаживание прямого многостороннего диалога между законодателями является весьма важным и своевременным шагом в развитии объединения пяти крупных и влиятельных государств планеты», – говорится в сообщении на сайте Кремля. В свою очередь, спикер Госдумы Сергей Нарышкин заметил, что «в подобных органах и организациях необходимо добиваться подлинных реформ и совместно противодействовать недобросовестным международным бюрократам».

Трансформация БРИКС из диалогового форума в полноформатный механизм стратегического взаимодействия во всех сферах – это та задача, которую ставит перед собой Россия. Только так можно ликвидировать диспропорцию в международных отношениях, выразившуюся в последовательных попытках установить однополярный мир. Пугает, что США не оставляют этих попыток даже в условиях, когда невозможность однополярного мироустройства очевидна уже для всех.

Алексей ЕЛЬЦОВ


Подписка на журнал позволяет получить доступ к полной версии журнала


Новости

28.05

Встреча с председателем партии «Новая демократия» Кириакосом Мицотакисом

27.05

Российско-греческие переговоры

27.05

Встреча с Президентом Греции Прокописом Павлопулосом

27.05

Финал чемпионата WorldSkills Russia

26.05

Встреча с Премьер-министром Сербии Александром Вучичем